"Играть
- так Гамлета"
("Кругозор"
1/1991)
Дмитрий
Харатьян так широко известен
и любим зрителями, что совершенно
ни к чему перечислять фильмы,
в которых он снимался. В
проводимом "Советским
экраном" рейтинге "Актер"
Дима второй год удерживает
пальму первенства. Сколько
ранняя популярность исковеркала
характеров, сломала судеб!
Мне кажется, Дмитрию Харатьяну
это не грозит: в жизни он
милый, приветливый и скромный
человек, хорошо знающий
свои возможности и понимающий
цену своей популярности.
Не хочется говорить о нем
много: когда человека обильно
хвалят, это вызывает раздражение.
Его работа в кино, его песни
рассказывают о нем больше.
Может быть, что-то новое
для себя вы узнаете из нашего
с ним разговора.
Итак,
Дмитрий Харатьян вчера,
сегодня, завтра.
-
Только давай сразу на "ты"...
30 лет жизни, из них 15
в кино перевал достаточно
серьезный. Доволен ли ты
результатами, с которыми
на этот рубеж вышел?
-
Я на судьбу не жалуюсь и
не кокетничаю. И мне не
хочется выглядеть ни везунчиком,
удачливым мальчиком, ни
трагической фигурой. Внешне
моя жизнь в кино складывается
достаточно успешно. Даже
не будь рейтинга, я знаю,
что те картины, в которых
я снимался "Розыгрыш",
"Зеленый фургон",
"Скорость", "Гардемарины,
вперед!", любят зрители,
помнят их. На своих так
называемых творческих вечерах
я это вижу и слышу. Хотя,
конечно, хотелось бы попробовать
себя в ролях совершенно
другого плана, другого уровня.
-
В своем интервью "Комсомолке"
ты сказал, что мечтаешь
сыграть Гамлета. А ты всерьез
думаешь об этом? Ведь всякая
роль, тем более такая, в
твоем исполнении интересна
лишь тогда, когда она по-настоящему
твоя.
-
Я с Гамлетом сблизился,
можно сказать, на втором
курсе театрального училища.
Мне предложили сыграть отрывок
из этого великого произведения
Шекспира. В
|
|
течение
полугода я репетировал с
Л. Е. Хейфецем и Р. Г. Солнцевой
и тогда же понял, что это
та самая роль, к которой
мне хотелось бы рано или
поздно вернуться и попробовать
все-таки сыграть. Но Гамлет,
скажем, Смоктуновского и
Гамлет Высоцкого разные
не только потому, что их
играли люди с разной психологией,
разным уровнем эмоциональности;
еще и оттого, что они делали
это в разное время. Ведь
сегодня Гамлет один, а завтра
буквально завтра уже другой.
Именно поэтому я не могу
сейчас точно сформулировать,
каким будет мой Гамлет.
В работе над этой ролью
обязательно "примет
участие" время, в которое
мне посчастливится если
посчастливится! ее сыграть.
Конечно, мой ответ традиционный
актерский ответ на традиционный
журналистский вопрос. Но
я считаю, что уж если стремиться
к чему-то крупному, серьезному,
то никак не меньше, чем
Гамлет.
-
Дима, а когда ты по-настоящему
ощутил свою популярность?
-
10 января 1977 года в "России"
и в "Октябре"
состоялась премьера "Розыгрыша",
и недели через две я уже
почувствовал на себе бремя
популярности. Меня стали
узнавать на улице, начали
пачками приходить письма,
посылки, в общем, началась
совершенно какая-то новая
жизнь, которую я не мог
себе представить и о которой
не мечтал никогда.
-
Выходит, это случилось в
16 лет возраст критический,
пора формирования личности.
Как ты считаешь, повлияла
ли на все это твоя внезапная
известность?
-
Вот я теперешний сижу перед
тобой, ты и суди, как это
на меня повлияло. Я не знаю,
наверное... Сам понимаешь,
испытание серьезное. Есть
замечательный стих у Пастернака:
Цель
творчества самоотдача,
А
не шумиха, не успех.
Позорно,
ничего не знача,
Быть
притчей на устах у всех.
Это
гениально, и я все время
чувствую, что это прямо
про меня написано. Знаешь,
мне так стыдно, так неловко,
когда ко мне в очередной
раз подходит корреспондент
и просит дать интервью,
потому что зрители, читатели
требуют... Именно не шумиха,
не успех, а самоотдача должна
быть целью, и мне сам процесс
работы гораздо более интересен,
чем ее результат. Хотя,
конечно, популярность актеру
необходима как форма существования,
оплаты труда, что ли. Она
как раз и дает ощущение,
что все это ты делал не
напрасно, это нужно людям,
интересно им. Ведь играем
мы все-таки для зрителя,
хотя, конечно, я познаю
себя, играю разных, не похожих
на меня людей, узнаю границы
своих актерских возможностей.
-
А как ты сам считаешь, насколько
тебе удалось их реализовать?
-
Мало. Но не было и повода
разочароваться, поскольку
я не сыграл еще ничего серьезного.
Был только Гамлет в театральном
училище, и еще момент был
серьезный, переломный для
меня точнее, мог бы стать
таким, если бы роль состоялась.
-
Это Пушкин?
-
Это Пушкин режиссера Марлена
Хуциева. Впрочем, для меня-то
роль как раз состоялась,
и перелом наступил.
-
Но ведь Хуциев тебя не утвердил?
-
Нет, Хуциев-то меня как
раз утвердил. Меня не утвердило
Госкино, Ермаш. Тут история,
покрытая тайной до сих пор.
Помимо всяких производственных
проблем был еще главный
вопрос о выборе исполнителя.
Хуциев утвердил совсем молодого
тогда Дмитрия Харатьяна,
а ему говорили, что брать
на такую роль какого-то
пацана по меньшей мере легкомысленно.
Представляешь, Хуциеву указывают,
кого ему снимать!
-
А когда это было?
-
Это был 1981/82 год. Мой
выпускной год. С Марленом
Мартыновичем я общался постоянно,
мы ездили в Михайловское,
все время говорили о Пушкине,
я прочитал много литературы.
Это было приближение к настоящему
Пушкину не тому, которого
все по школьной программе
знают. Были фотопробы, теле-
и кинопробы. Сейчас, по-моему,
они смыты. Меня утвердили,
поздравили, дали сценарий,
но к съемкам мы так и не
приступили.
-
Дима, чего ты ждешь от нового
года и чего ждать нам, твоим
зрителям?
-
Для меня этот год очень
важен, поскольку выйдут
сразу три картины, которые
кажутся мне достаточно значимыми.
Это в первую очередь, конечно,
продолжение "Гардемаринов"
фильм будет называться "Виват,
гардемарины!". Вторая
картина тоже своего рода
продолжение. Это Дюма. "Виконт
де Бражелон". Фильм
снимает режиссер Г. Юнгвальд-Хилькевич.
Он предложил мне сыграть
две роли, на мой взгляд,
очень интересные и для меня
необычные. Это Людовик XIV
и его брат-близнец Филипп
Железная Маска. Работа над
третьим фильмом уже закончена.
Картина снята на Одесской
киностудии режиссером Александром
Павловским, одним из самых
близких мне людей и творчески,
и по-человечески (он в свое
время снял "Зеленый
фургон"). Новый его
фильм называется "И
черт с нами". Это современная
комедия положений, комедия
ситуаций, где я тоже играю
одну из главных ролей.
И
еще об одной предстоящей
работе: пишется сценарий
продолжения фильма Леонида
Гайдая "Частный детектив,
или Операция "Кооперация".
Фильм будет на советско-американскую
тему. В Америке по сценарию
существует русская мафия,
и американцы не могут с
ней справиться своими традиционными
методами, поскольку у них
совершенно другая психология.
Им непонятно, как это можно
воровать что-то там, где
ты работаешь, разбавлять
бензин водой и так далее
в общем, чисто советские
штучки.
-
Конечно, кому же справиться,
как не твоему герою!
-
Да, и поэтому они вызывают
уже известного к тому времени
сыщика Диму Пузырева, который
эту мафию и раскручивает
там, в Америке, на Брайтон-Бич.
Вот такая история. Думаю,
что получится очень интересно.
Как-то я все в продолжениях
снимаюсь...
-
И тем не менее хочу пожелать,
чтобы именно теперь зрители
открыли для себя нового
Дмитрия Харатьяна.
|