Виртуальный фан-клуб кинофильма


 Гардемарины, вперёд!

Главная

Рецензия, цитаты, досье действующих лиц

Фото со съемок, общие фото актеров, скриншоты из передач

Места, где снимали эпизоды фильма

Литературная версия сценария фильма

Кадры из кинофильма

Музыка из кинофильма, тексты песен

Фрагменты из передач

Киноляпы

Редкие фото, автографы

Миди, обои, Winamp-скины, книги и...глобус!

О поклонниках

Творчество поклонников на тему фильма

Ссылки на другие сайты

О создателях сайта

Делимся впечатлениями!

Обсуждаем!

Общаемся!

 

 Пресса. Архивы интервью из разных источников

 << к списку

Светлана Дружинина: «Просто я первой иду в бой»

("Красная звезда" от 11 февраля 1994 года)

 

Оказывается, режиссер-постановщик популярнейших "Гардемаринов" Светлана Дружинина была (и остается) прекрасной актрисой. Эту непреложную для людей старшего и среднего возраста истину открыли для себя многочисленные молодые посетители киносалона "На Пушечной" (вот уже полгода регулярно работает в Центральном Доме работников искусств под руководством кинорежиссера Вячеслава Богачева и искусствоведа Анатолия Матвиенко - своего рода благотворительная культурная акция Сергея Алмазова и его фирмы "Объектив").

Сначала о своей подруге, с которой она снималась в фильме "Девчата", рассказала Люсьена Овчинникова. Затем сама Дружинина примерно полчаса держала зал в заинтересованно напряженном внимании. Честно говоря, я так и не понял, то ли это была блестящая импровизация, то ли филигранно отшлифованный концертный номер…

Когда в зале погас свет и на экране появились титры нового фильма Светланы Дружининой "Гардемарины-3", я, поскольку фильм уже видел, подошел к ней и пригласил в гости к читателям "Красной звезды". Она с радостью согласилась.

 

- Светлана Сергеевна, подчеркивая, как дороги вам фильмы о гардемаринах, вы только что назвали их своими детьми. Какой из них ваш любимый "ребенок"?

 

- А разве может быть у матери нелюбимый ребенок, если мать не урод? Нет плохих детей - есть плохие родители.

 

- Не забыли, как рождался ваш "первенец"?

 

- В муках, как и любое дитя. Наивно поверив в перестройку, мы решили, что можно делать все.

 

- Мы...

 

- Нина Соротокина, Юрий Нагибин и Светлана Дружинина! Ничего подобного, цензура и не думала умирать. Все, что касалось тайн "мадридского" двора, пыток, было подвергнуто обструкции. Об истории, "учили" нас, надо рассказывать определенным образом, с устоявшейся, как бы признанной, официальной точки зрения. Мы же сделали сценарий как бы поперек принятых установок и правил...

Не стану распространяться о наших мытарствах, давно это было, другие теперь проблемы волнуют кинематографистов. Замечу лишь: все от Бога. При выборе натуры для съемок фильма "Гардемарины, вперед!" мы получили совершенно неожиданное благословение митрополита Алексия. Он тогда сказал, что все притеснения, которые мы испытываем в связи с фильмом, через некоторое время сменятся на большую любовь к нему. Так оно и случилось.

 

- Для многих был неожиданностью ошеломляющий прокатный успех этой картины. А для вас?

 

- И для меня он был абсолютно неожиданным. Более того, об этом все узнали, кажется, раньше, чем мы, создатели картины. Съемочная группа в то время была поглощена работой над "Виват, гардемарины!".

 

- Как вы считаете, чем обусловлен этот успех?

 

- Во-первых, это рассказ о нашей истории, о которой еще так мало рассказано, тогда как едва ли не всем хочется узнать о ней многое. Это все было наше, мы родом оттуда. Россия начиналась не с 17-го года, а гораздо раньше. Во-вторых, о нашей истории рассказано языком чрезвычайно редкого у нас нынче авантюрно-приключенческого жанра. Но самое, пожалуй, главное - появились великолепные романтические герои, потребность в которых всегда была насущной для молодежи. Эти герои были одеты в российские одежды, говорили на нашем языке, были узнаваемы. Это, в общем, и о них фильм, о наших мальчишках и девчонках, которые сидели в зале и с восторгом воспринимали происходящее на экране.

Потом... Четыре серии "Гардемаринов" практически без конкуренции вышли на телеэкране. Не было еще тогда на телевидении такого безобразия, такого засилья бесконечных низкопробных сериалов, купленных по дешевке на Западе. Сейчас отечественному фильму пробиться на телеэкран да еще в "смотрибельное" время очень непросто. Даже "Гардемаринам", имеющим устоявшийся высокий рейтинг.

 

- Тройка гардемаринов, обещавшая стать для нас чем-то вроде четверки мушкетеров из романов Дюма, вдруг оказалась разрушенной. Почему? Сергей Жигунов как-то сказал, что это была большая ошибка. Сложившийся имидж гардемаринов можно было долго эксплуатировать...

 

- Мы и не собирались разрушать. Но Володя Шевельков, который играл князя Оленева - ни в коем случае не хочу сказать о нем ничего худого, - попал на эту роль случайно. Это не его роль, на мой взгляд, и я вынуждена была его заменить. Но у нас и в мыслях не было менять других актеров. До сих пор не могу понять, почему Сергей Жигунов отказался от такой работы. Сам. Категорически. И коварно - без предупреждения.

Отлично помню тот вечер. Мы сидели с Ниной Матвеевной Соротокиной за столом и сочиняли третью часть "Гардемаринов". В комнате работал телевизор с приглушенным звуком, "Киносерпантин" вел Жигунов. И вдруг мы увидели его крупный план в шляпе из кинопробы к фильму "Сердца трех" и бегущую строку: в "Гардемаринах-3" Сергей Жигунов сниматься не будет. Тут же нам позвонил Юрий Нагибин - он также впервые услышал об уходе Жигунова. Это был для нас невероятный удар. Не могли же мы просто взять и заменить исполнителя главной роли - Саши Белова... А нам, учтите, надо было успеть сделать картину в короткий срок и за небольшие деньги - 2 января 92-го года нас ждал беспредел в ценах.

Но, как говорится, нет худа без добра. Я очень рада тому, что в новой картине появился новый актер - Саша Домогаров. Он великолепно справился с ролью, которая была написана специально для Жигунова.

 

- Говорят, вы диктатор на съемочной площадке...

 

- Я это воспринимаю как комплимент. Многим актерам, которые ушли в режиссуру, не хватает волевых качеств, и они неуютно себя чувствуют в новой профессии. Режиссер должен уметь заставить съемочную группу действовать так, как ему нужно. Для этого приходится использовать самые разные инструменты. С кем-то надо говорить мягко, деликатно. С кем-то - жестко, властно. С кем-то надо постоянно советоваться. С кем-то - дружить. Не могу, не хочу работать - и не работаю! - с теми, к кому не лежит душа... Иной раз приходится идти напролом - когда все начинает уходить и рассыпаться. Я приветствую того режиссера, которому удается сплотить разрозненных, разбитых, уставших людей, а к концу картины, как правило, все очень устают, в единое целое.

 

- Эльдар Рязанов, заканчивая свою последнюю картину - "Предсказание", сказал, что снимал ее на крови и мате.

 

- Я никогда не матерюсь, никогда никого не оскорбляю. Просто я первой иду в бой: подчас громко, мощно, с эмоциональным накалом. Возьмите сегодняшнюю картину. Думаете, просто было заставить лошадей скакать туда, куда надо, актеров делать то, что надо и как надо?

 

- Но надо, чтобы и лошади были, чтобы кто-то из актеров или осветителей не напился...

 

- Все правильно. Но я не знаю даже, как это все удается. Получается, и слава Богу. Знаете анекдот? У длиннобородого старика спросили, куда он кладет бороду, когда спит: на одеяло или под. И стал он думать над этим. И пропал у него сон. И помер старик.

 

- Дима Харатьян выглядит каким-то уставшим в "Гардемаринах-3". Это было задумано? Или в ходе съемок у вас разладились отношения?

 

- На него выпала большая нагрузка по сюжету. Потом, мы и не стремились сохранить в своих персонажах юный задор. Они живут в соответствии со своим возрастом. Они, как помните, начали жить на экране с 1742 года, были тогда мальчишками. В этой же картине они участвуют в Семилетней войне – прошло немало лет. И дальше Дима, вполне возможно, предстанет на экране и поседевшим гардемарином.

 

- Другими словами, ваше сотрудничество будет продолжено?

 

- Если он не совершит такой глупости, как Жигунов.

 

- В печати мелькнуло сообщение, что вы устали от "Гардемаринов".

 

- Это блеф, ни в коем случае я им не изменю. Хватило бы только сил, времени и денег. Я дала себе слово: работать только на отечественной тематике. И неизменно отклоняю любые выгодные предложения.

 

- И над чем сейчас работаете?

 

- Это тайна. Мне нравится быть женщиной с тайной.

 

Геннадий Белостоцкий

<< Назад

 

 

 

 

 

© Все права защищены  

 2006-2007 г.                            www.gardemariny.narod.ru  

 

Hosted by uCoz