"Режиссер
Светлана Дружинина: "Гардемарины" появились на свет благодаря
пожару"
("Семь дней", № 4 2004г.)
Светлана
Дружинина могла быть наездницей
в цирке, балериной в Большом
театре, телеведущей, фотомоделью.
А стала артисткой. Роли Ларисы
в картине "Дело было в
Пенькове" и Анфисы в "Девчатах"
сделали Дружинину настоящей
звездой, поклонники не давали
проходу. Но, снявшись в 13 фильмах,
она вдруг оставила успешную
актерскую карьеру и ушла в режиссеры...
-
Светлана Сергеевна, сейчас в
вашем режиссерском багаже более
10 работ, среди которых - нашумевшие
"Гардемарины" и "Тайны
дворцовых переворотов".
Но скажите, пожалуйста, зачем
было вам, популярной актрисе,
красавице, внедряться в мужскую
профессию? Чего не хватало-то?
-
Власти. (Улыбается.) Мне всегда
больше нравилось руководить,
нежели подчиняться. Хотелось
что-то придумать, организовать
- с пионерским звеном, классом,
подъездом, двором, жэком. Сочинить
сценарий, отрепетировать песню
к новогодней елке или построить
людей в "пирамиды"
на первомайской демонстрации…
В школе, а потом в хореографическом
училище мои желания и возможности
оценили. Стали говорить: "Раз
Дружинина умеет, пусть она и
занимается".
-
Но вряд ли вы с раннего детства
мечтали о профессии режиссера?
-
Сначала я хотела быть наездницей
в цирке. До сих пор обожаю закулисье,
запах лошадей... Мы жили с мамой
в Марьиной Роще, и в третьем
классе я сама записалась в школу
при Старом цирке на Цветном.
На маленькой кучке опилок нас,
детей, раскручивали, "ломали".
Я за необычайную гибкость даже
получила прозвище Девочка-каучук.
Тут же репетировал со своей
собакой великий Карандаш, занимались
жонглеры. Цирк манил меня, я
пропадала там все свободное
время. Но после пятого класса
началась специализация, мне
сказали, что я могу быть в труппе
наездницей и ездить на гастроли.
И тут мама испугалась: в этом
случае я не получила бы аттестат
о среднем (тогда - семилетнем)
образовании. А рискованная цирковая
жизнь не давала никаких гарантий
- после травмы можно было на
всю жизнь остаться без работы...
Мама приняла серьезное решение
- заперла меня в комнате на
ключ и никуда не пускала. Довольно
долго задания мне приносили
одноклассники, я училась дома.
Когда наступило лето, мама,
все еще опасаясь, что я могу
сбежать с труппой на гастроли,
отправила меня в пионерский
лагерь в Быково. То лето было,
наверное, самым печальным в
моей жизни. Я страшно тосковала
по цирку и оживала, только когда
можно было продемонстрировать
то, чему научилась на манеже,
- "колечки", "перекидные
мостики", ставила с ребятами
свои любимые "пирамиды",
которыми заканчивались все пионерские
костры… Но, кстати, именно там,
в лагере, началась моя вторая
детская "болезнь".
Спасибо дальней родственнице
Айседоры Дункан - очаровательной
Юлечке Шимергон, заразившей
меня балетом.
-
Что делала родственница Айседоры
Дункан в советском пионерлагере
в Быково?
-
Юлечка жила на даче напротив
лагеря - за забором, в абсолютно
другом мире. Там на веранду
с резными стеклышками выносили
дымящийся самовар, рассаживались
за большим круглым столом, вели
светские беседы… Для нас это
было в диковинку. Юлечка была
принцессой, сказочной феей,
божественным созданием. Длинноногая,
в юбочке до колен, в каких занимаются
первоклассницы балетной школы,
в невероятной красоты белых
тапочках -
|
|
атласные ленточки
крест-накрест завязаны в бантик
на щиколотке… Она выходила из
ворот своего дома (иногда у
нее на руках была маленькая
собачка) и аккуратно, на полупальчиках,
шла по пыльной дороге к прудику.
Все вокруг шептались: "Балерина,
балерина…" Мы, пионеры,
даже внешне сильно отличались
от нее. Всех приезжавших в лагерь
доктора сначала осматривали.
Если находили в голове насекомых
- безоговорочно стригли наголо
или звонили родителям, чтобы
детей забрали домой. Матери,
с трудом выбившие путевку, тут
же приезжали в лагерь, кричали:
"Куда я тебя дену на три
месяца?", заставляли стричься…
Так мы, лысые, и ходили. Купались
в пруду в специальном загоне.
Все делали по команде. Тем не
менее мы все-таки познакомились
с Юлечкой и однажды, робко постучав
в ее калитку, даже пригласили
на пионерский костер. Она пришла
уже не в белых, а в розовеньких
тапочках - "пальцах",
то есть жестких туфлях. А исполнив
вокруг костра какие-то удивительные
арабески, дала поносить мне
свои тапочки. Счастью не было
предела! Вернувшись из лагеря,
я заявила маме, что хочу быть
балериной. Три года проучилась
в училище при Театре Станиславского
и Немировича-Данченко, а потом,
после конкурса, меня перевели
в школу Большого, которую я
и окончила, кстати, вместе с
Марисом Лиепой.
-
Но балериной почему-то не стали...
-
За несколько дней до защиты
диплома я получила серьезную
травму. Физическую и душевную
одновременно: старалась, занималась
с утра до ночи, и вдруг - такое
несчастье, перелом руки!.. Но
мне поручили вести выпускные
балетные спектакли, которые
шли в прямом телеэфире из Зала
им. Чайковского, и меня заметила
руководитель студии на Шаболовке.
Дикторов не хватало - я стала
вести детские программы и КВН.
И опять повезло: меня увидел
режиссер Самсонов и предложил
главную роль в фильме "За
витриной универмага". После
чего я решила стать актрисой.
Поступила во ВГИК, а в свободное
время подрабатывала моделью
в Доме мод на Кузнецком мосту.
Это началось еще в балетной
школе: в выходной день - понедельник
- все девочки снимались для
буклетов и плакатов. У меня
было много фотографий в шляпках…
Но однажды во ВГИКе мне за это
попало. Помню, пришел профессор
Бибиков на лекцию и говорит
унылым таким голосом: "А
теперь я хочу рассказать об
одной из наших студенток, лицо
которой глядит со всех витрин
магазинов на улице Горького…
Что это такое, Дружинина? Или
вы работаете в кино, или мусолите
взгляды прохожих!" Мне
пришлось долго объяснять, что
это тоже работа, за которую
я получаю деньги. У мамы - учительницы
- зарплата небольшая, отца нет,
стипендии не хватает…
-
Во время учебы на актерском
факультете вы снялись в нескольких
фильмах, были востребованы после
окончания. И вдруг - все бросили!
Неужели никогда потом не жалели?
-
Не скрою, получая режиссерское
образование, я тайно мечтала
о том, что вот теперь-то сценарист
Дружинина напишет, а режиссер
Дружинина снимет актрису Дружинину
в той самой единственной и неповторимой
роли, которая сделает ее настоящей
кинозвездой.
-
К тому времени вы уже и так
были кинозвездой! А фразочки
вашей Анфиски из "Девчат"
стали просто народными...
-
Мне тоже они нравятся. "Любовь
зла - полюбишь и козла",
"А шляпу, между прочим,
так не носят". Но больше
других люблю эту: "Им всем
только целоваться, а как жениться,
так никто не хочет". (Хохочет.)
-
От Светланы Дружининой что-то
есть в этой героине?
-
Конечно. Работая над ролью,
всегда в себе что-то ворошишь.
-
Но Анфиска же стерва, язва!
-
Что вы! Какая же она стерва?
Дура. Балда. Несчастная. Ранимая
жутко. Но не подлая... Я очень
люблю всех актрис, снимавшихся
в этом фильме, мы часто встречались,
ездили с творческими встречами.
А несколько лет назад (еще была
жива Люсьена Овчинникова) у
кого-то даже возникла идея снять
с нами со всеми продолжение
"Девчат" - о том,
какими они стали. Но... не сложилось.
Не
стану лукавить, конечно, мне
приятно, что несколько картин,
в которых я снималась - "За
витриной универмага", "Дело
было в Пенькове", "Девчата",
- вошли в золотой фонд нашего
кино, и их постоянно показывают
по телевидению. Но, честное
слово, я легко оставила актерскую
карьеру, которая шла по восходящей,
понимая, что, и будучи режиссером,
смогу сниматься. Когда снимаешь
впервые, еще не умеешь правильно
использовать свои силы - и физические,
и психические. Многие ломались
на дебюте.
-
Боялись не справиться?
-
Я физически не годилась на ту
роль и с годами еще больше убедилась
в этом. Дело в том, что в процессе
работы я всегда ужасно
худею. На пять килограммов -
железно. У меня даже два гардероба:
один - для начала съемок, другой
- для финала. Я отказалась от
соблазна сыграть в своем первом
фильме, успокоив себя тем, что
вот сейчас опыта наберусь и
уж во второй картине снимусь
обязательно. Но ни во второй,
ни в третьей, ни в какой другой
этого не случилось…
-
К счастью, сами фильмы, так
полюбившиеся зрителям, с лихвой
компенсировали этот пробел в
вашей биографии. Чего стоят
только "Гардемарины"!
Хотя поначалу вы, кажется, не
планировали снимать трилогию...
-
Правильнее сказать: вообще не
планировала снимать ту историю.
Когда Нина Соротокина (в то
время - инженер-сантехник) принесла
мне сценарий, я долго не могла
прочитать эту пухлую папку.
А вскоре в моей квартире случился
пожар, во время которого погибло
много книг. И только рукопись
Нины осталась цела и невредима.
Это был знак свыше. Я поняла,
что должна сделать "Гардемаринов",
чего бы мне это ни стоило.
-
Тяжело они вам дались?
-
Каждая картина рождается в муках,
как ребенок. Но как только мы
с мужем (Анатолий Мукасей -
кинооператор. Среди его работ:
"Берегись автомобиля",
"Большая перемена",
"Чучело" и все фильмы
жены. - Прим. ред.) начали работать
над "Гардемаринами",
я сломала колено. Глупая, нелепая
история. В тот день съемка уже
закончилась, но, увидев красивую
лошадь, я не удержалась и решила
покататься. Незадолго до этого
прошел дождь, почва была мокрой…Словом,
все произошло почти так же,
как в известном фильме: поскользнулась,
упала, очнулась - гипс... В
результате весь фильм вынуждена
была снимать на костылях. Слава
богу, зажило. Гораздо больше
переживаний у нас было, когда
однажды мы отсняли целую пленку,
а она оказалась бракованной.
Не поверите - вечером сидели
с Толей вдвоем на кухне, пили
водку и рыдали. Что ж... И это
испытание вынесли. Главное -
именно в процессе работы над
"Гардемаринами" я
пришла к выводу, что хочу и
дальше делать кино об истории
государства Российского. Так
появилась идея масштабного 25-серийного
проекта "Тайны дворцовых
переворотов". (Шесть серий
недавно вышли на канале "Россия".)
-
Все ваши картины снимает муж.
Вы ведь много лет вместе?
-
Да, мы поженились довольно рано,
в этом году нашему браку исполнилось
45 лет. Когда познакомились,
он был на первом курсе операторского
факультета, я - на втором актерского.
Оба - капитаны волейбольных
команд. Участвовали в соревнованиях,
ездили играть в творческие вузы
Ленинграда, Риги, Киева, Свердловска.
Ходили в ресторанчики поесть
винегретика. Изысканных напитков
и блюд тогда не было, но творческая
жизнь у нас всегда была очень
насыщенной.
-
Анатолий Михайлович красиво
ухаживал?
-
Ой, Толя совершенно не умеет
ни ухаживать, ни говорить комплиментов.
Но при этом он мягкий, обаятельный.
И очень надежный.
-
Когда вы это поняли?
-
Да сразу! Он же целый год ходил
за мной как тень.
-
Вы что же, были неприступной
красавицей?
-
Да нет. Я была красивой, обаятельной,
смешливой и очень контактной
девицей. А Толя - очаровательным
красавцем. С удивительным, редким
обаянием.
-
Не ревновали его?
-
Почему вы спрашиваете в прошедшем
времени? По-моему, без ревности
жить невозможно.
-
Как же сдержать себя, если муж-оператор
проявляет повышенное внимание
к молодой красивой актрисе?
-
Никак. Если такое случалось,
на следующий же день этой актрисы
на площадке не было. Но назойливой
обычно становится массовка.
Актрисам флиртовать некогда,
они работают. Да и я всегда
могу поставить их на место…
-
Но позвольте! Анатолий Михайлович
за столько лет не раз уже доказал
вам свою верность и любовь,
разве не так?
-Так.
И все равно я не хочу быть прилюдной
брошенкой, а желаю, чтобы он
помог мне снять пальто, открыл
передо мной дверь, принес кофе.
-
Кстати, существует легенда,
что, выйдя замуж за Мукасея,
вы попали в список невыездных,
режиссеры перестали предлагать
роли, и вам ничего не оставалось
делать, как бросить актерскую
профессию.
-
Толины родители работали во
внешней разведке, какое-то время
я действительно не могла выезжать
за границу, и ролей в самом
деле стало меньше. Но вовсе
не из-за этого я решила поменять
профессию. Став режиссером,
я могла снимать себя сколько
угодно. Так ведь не снимала
же! А вот Толя решил жениться
на мне до нашего знакомства.
И, кстати, именно благодаря
профессии своих родителей.
-
Уж не завербовать ли они вас
пытались?
-
Да ну что вы! Наша история далека
от джеймсбондовской. Толя и
его сестра учились в Москве,
за ними ухаживали гувернантки.
Родители же бывали в Союзе редко,
и всякий раз их непременно куда-нибудь
запрятывали вместе с детьми.
Объяснялось это просто: никто
не должен был видеть разведчиков.
В тот раз семью отправили на
дачу Сталина на озере Рица.
В таких местах всегда были маленькие
кинозалы, кинопроекторы и новые
советские фильмы. В один из
вечеров семья села смотреть
"За витриной универмага".
"Какая "кьют"!"
- воскликнула, увидев меня на
экране, мама. ("Кьют"
- это обаяшка.) "А хочешь,
она будет моей женой?"
- вдруг спросил Толя. В тот
момент он, школьник, только
собирался поступать во ВГИК.
"Пошалуста! Дафай!"
- ответила мама. Долгое время
прожившие за границей, родители
говорили по-русски с акцентом,
и это отнюдь не было конспирацией.
-
Что же было дальше?
-
Родители уехали работать, а
Толя поступил в институт, где
и познакомился с "кьют".
Люди, следившие за детьми Мукасеев
в Москве, страшно переполошились.
За границу тут же полетели позывные:
"Толечка влюбился! Она
старше его. Что делать?.."
Пришлось Толе самому написать
маме: "Это та самая обаяшка
из фильма, который мы смотрели
на озере Рица. Учится на актерском
факультете". Ну что оставалось
делать родителям? Приехав в
следующий раз в Москву, они
предложили Толе и его старшей
сестре сыграть две свадьбы сразу.
Благословили обе пары и снова
уехали. Кстати, брак Толиной
сестры оказался таким же крепким,
как наш. Может, потому, что
и Толины родители прожили вместе
много лет? Сейчас папе 96 лет,
маме - 92, но у них по-прежнему
светлые головы, дивная память,
они лучшие собеседники и до
сих пор нам помогают.
Мама, например, прекрасно справляется
с работой моего секретаря…
-
Родители Анатолия Михайловича
всю жизнь вместе, вашему браку
- 45 лет. Существует мнение,
что с годами любовь превращается
в привычку…
-
Я не знаю, что такое любовь,
и не знаю, что такое привычка.
Мы и перед свадьбой не объяснялись
друг другу в любви. Правда,
через несколько лет меня практически
заставили сделать признание,
причем на защите режиссерского
диплома.
-
Это еще зачем?
-
Моей дипломной работой был фильм
"Зинка" по сценарию
Бориса Можаева. Это история
любви, в которой снялись студентка
Вика Федорова и приехавший из
Читы к старшему брату Виталий
Соломин. Мне казалось, они сыграли
замечательно. Но у председателя
комиссии Бабочкина были претензии.
Я стояла на кафедре, а он все
допытывался: "Я не верю,
что парень и девушка любят друг
друга. Разве так объясняются
в любви? Вот как бы это сделали
вы?" - "Я? Хорошо,
сейчас вы станете свидетелем
того, как на десятом году совместной
жизни я буду объясняться в любви
сидящему в зрительном зале мужу.
Толечка, я тебя очень люблю,
и доказательством тому - наши
дети". Все зааплодировали.
Бабочкин был удовлетворен.
-
Дети, вероятно, выросли на площадке?
-
А куда ж их было девать? Кинематограф
- наша с Толей жизнь, наша общая
любовь. Поэтому про сыновей
я говорю, что обронила их на
съемочной площадке. Не было
массовки - они выручали, снимались
в небольших ролях. Мишка (Михаил
Мукасей - оператор, клипмейкер.
- Прим. ред.), например, в десять
лет снялся в "Дульсинее".
Недавно увидел себя в этом фильме
и рассмеялся: "Мать, что
же ты меня мало снимала? Я был
таким хорошеньким..." -
"Снимала бы. Если б тебя
не нужно было силой загонять
в кадр. Тебе ведь хотелось в
море купаться, а не на площадке
торчать под палящим бакинским
солнцем".
-
Михаил, как и отец, стал оператором.
А что говорят о будущей профессии
внуки?
-
Старшему, Даниле, скоро будет
17. К сожалению, его отца -
моего сына Анатолия - уже нет
в живых. В шести фильмах "Дворцовых
переворотов" Даня озвучил
всего Петра Второго. Но актером
быть, кажется, не хочет. Во
всяком случае, пока собирается
на звукорежиссерский факультет
ВГИКа. Средний внук Максим еще
не определился. А Елизавета
совсем крошечная.
-
Говорят, чуть ли не после каждой
вашей картины у кого-нибудь
из съемочной группы появляется
ребенок.
-
Обстановка, наверное, способствует.
Сначала рождается любовь, потом
- дети. Причем, как правило,
это мальчишки, что является
для меня хорошей приметой. Сыновья
родились у Кристиночки Орбакайте
и Володи Преснякова, у Мариночки
Майко и Димочки Харатьяна...
-
Удивительно! А в чем секрет
семейного счастья Дружининой
и Мукасея? Может, в том, что
у вашей "команды"
не два капитана, а один?
-
Вы считаете, глава семьи - я?
Многие почему-то думают так
же. Но это не совсем верно...
Секретов нет. Просто мы не можем
друг без друга жить. Хотя и
разбегаемся иногда по разным
"углам". Сейчас вот
уеду на дачу писать сценарий
(Светлана Дружинина начала работу
над седьмым фильмом киноэпопеи
"Тайны дворцовых переворотов",
на этот раз - об императрице
Анне Иоанновне. - Прим. ред.),
а он, проснувшись, тут же начнет
звонить: "Доброе утро,
что делаешь?", "А
какая там погода?", "Появились
ли мыши-полевки?", "А
может, тебе привезти Зинку?"
(Это наша кошка.) И так - минимум
10 раз за утро. Если вдруг он
не позвонил первым - звоню сама:
"В чем дело? Что случилось?"
-
И все-таки сложно поверить,
что режиссер Дружинина позволяет
себе не быть режиссером дома.
-
На площадке у нас строгое распределение
ролей: я говорю, Толя молчит.
Дома муж каждый день умоляет
меня: "Не режиссируй! Прекрати!"
Хотя, по-моему, я просто даю
дельные советы. К тому же мы
очень разные по характеру. Толя
тихий, мягкий, я - открытая,
громогласная. Хотя к нему обращаюсь
с невероятной нежностью: "Милый,
мягкий, обаятельный". Могу
сказать: "Пушистый мой,
прекрати!" Но если прошу:
"Скажи что-нибудь мужским
голосом", он только машет
рукой.
-
Это же счастье - иметь мужа,
который все сделает так, как
скажет жена!
-
Вы сейчас о чьем муже говорите?
Толя - не такой. Мой - милый,
мягкий, обаятельный - все выслушает
и... сделает по-своему. Правда,
всегда молча. Может, поэтому
мы и живем так долго вместе?..
Татьяна
ПЕТРОВА
<<
Назад
|