-
Мы жили рядом с "Ленфильмом",
я болталась во дворе и... Неожиданно
прозвучала классическая фраза:
"Девочка, ты хочешь сниматься
в кино? " - "Нет,
не хочу!" - "А почему
ты не хочешь? " - "У
вас режиссеры все такие нервные,
все кричат..."
Поначалу
меня вело любопытство, а потом
захватила атмосфера - переодевания,
камера, игра. Я быстро схватываю
правила игры и в мир кино вошла
легко. Была замечательная атмосфера
в группе, и режиссер совсем
не кричал, очень помогала Ира
Печерникова. И заботилась обо
мне та самая, углядевшая меня
ассистент режиссера Эмилия Григорьевна
Бельская. Красивая и умная женщина.
Я ей призналась: "Как бы
я хотела, чтобы вы были моей
мамой! .."
В
семье мне не хватало ласки,
внимания. По накалу страстей
у нас была настоящая итальянская
семья. Жили мы в типичной питерской
коммуналке, где на шесть семей
было семь комнат, в одной из
них мы вчетвером - мама, папа,
младшая сестра и я. Мама старше
отца на десять лет, по характеру
сдержанная, а отец - душа компании,
гармонист... Объединяли родителей
мы с сестрой и работа: оба были
строителями.
Меня
не устраивали отношения в семье,
и я очень рано сделала вывод:
у меня так никогда не будет.
Сколько себя помню, я всегда
жила своей обособленной жизнью,
отстаивая свою независимость,
тем более что рано стала зарабатывать
себе на жизнь. Вскоре после
съемок с согласия родителей
я переехала жить к Эмилии Григорьевне,
в ее семью...
Любовь
-
Когда я училась в девятом классе,
в "ленфильмовской"
картотеке ассистент Динары Асановой
нашла две мои фотографии: на
одной - окрысившийся чертенок,
на другой - совершенный ангел.
И Динара без кинопроб взяла
меня на главную роль в "Никудышную",
сценаристом которой был Валерий
Приемыхов.
-
А как вы познакомились?
-
Меня уже утвердили, и я уже
знала его отзыв: девочка-находка!
Нас познакомили в группе на
"Ленфильме". За столом
сидел бритый наголо мужчина.
"Знакомься, это наш сценарист,
- представили его. - А это -
Никудышная". Он
смутился, а я - нет. Но волна
какая-то прошла.
|
|
Анкета
героини
Родилась:
в Питере
Дебют
в кино: главная
роль в 12 лет ("Первые
радости")
Творческий
багаж: снялась
более чем в 30 фильмах
Звание:
заслуженная артистка
России
Любимые
партнеры: Михаил
Глузский ("Никудышная"),
Олег Табаков ("Все
наоборот"),
Евгений Леонов ("Слезы
капали"), Инна
Чурикова ("Васса"),
Валерий Приемы
хов
("Милый, дорогой,
любимый, единственный"),
Сергей Баталов ("Под
Полярной звездой")...
Домашние
животные: кошка
Люся
Муж:
"Рассматриваю
кандидатуры!.."
|
|
Молодость -
постоянно какие-то волны идут...
Потом
снималась в картинах "Адам
женится на Еве", "Васса"
у Глеба Панфилова, "Слезы
капали" у Данелия, там
я играла с Евгением Павловичем
Леоновым. Кстати, именно он
вывел меня на театральную сцену.
Его пригласили на шефский концерт
в воинскую часть. Он взял меня
подыграть. Стою я на сцене,
в руках газета, в ней - листок
с текстом, от страха текст кажется
мне романом Толстого. Леонов
- великий актер. Он вошел в
роль, импровизирует. Мне безумно
интересно, и я превращаюсь в
зрителя. И вдруг пауза. Огромная.
Михаил Чехов позавидовал бы.
Оказывается, я реплику должна
была подать. И я уже предчувствую
провал, похолодела от ужаса.
А Евгений Палыч так шепотом
мне: "Ну, ты роль-то не
забывай! " И я встрепенулась
- реплики произнесла. После
подхожу: "Извините, я на
вас засмотрелась! " Он
так по-доброму мне говорит:
"Ну ничего, ничего. Еще
вырастешь! .."
Вновь
с Приемыховым мы встретились
на "Пацанах" у Динары.
Ехали после съемок в автобусе,
уставшие, он читал газету) а
мне сказал: "Отдохни..."
Я прислонила голову к его плечу
- и как электрический разряд
прошел: мы почувствовали друг
друга. Я ощутила себя маленькой
женщиной. Такое я испытала единственный
раз в жизни. И с тех пор я везде
чувствовала на себе его взгляд.
Было ли это на студии, было
ли это на съемках, я выходила
в коридор, и он обязательно
мне встречался. Динара первая
поняла, что происходит что-то
серьезное. Но она никогда не
вмешивалась... Я помню, как
мы расстались в Луге, где снимались
"Пацаны". Перед отъездом
мы пили шампанское в его номере,
потом он вышел проводить меня
из гостиницы. Я девушка смелая,
но двадцать лет разницы в возрасте
все же смущали. Я уезжала и
полагала, что жизнь рассудит.
Надо сказать, что за свою жизнь
я уже немало сердец поразбивала
(смеется. - Н.П.). Но мое сердце
оставалось свободным. А здесь
закралось сомнение: а так ли
оно уж свободно? Но мысли быстро
перескочили на предстоящие экзамены
- Динара и мама Мила настояли
на том, чтобы я поступала во
ВГИК на курс к Герасимову.
В
Москве я первым делом отправилась
на "Мосфильм", где
знакомых было уже очень много,
и в какую бы группу я ни заходила,
почти везде мне говорили: "Приемыхов
тебя искал. Позвони! "У меня тогда еще мелькнула мысль:
может, не надо звонить? Но на
следующий день я позвонила...
"Где ты?
Три
дня не выхожу из дома - боюсь
пропустить твой звонок. Приезжай
скорее, очень жду..."
Я
еще спросила, не зайти ли мне
в магазин, купить что-нибудь.
Он сказал: "Ничего не надо.
Приезжай". И я поехала
на "Аэропорт", где
он жил в однокомнатной квартире.
Тринадцатый этаж - поднимаюсь
и думаю, что он принесет, счастье
или несчастье? Но что-то влекло
неотвратимо...
А
потом он просто уже не отпускал
меня от себя. Примерно через
год мы поженились. Мне было
восемнадцать.
-
А у тебя были сомнения?
-
Сомнения были у него, сказывался
печальный опыт первой женитьбы.
Но и безумие было с его стороны.
Я никогда не бросаюсь в омут
с головой, я всегда могу нажать
на тормоз. Но с его стороны
был такой напор! Была потребность
вообще не расставаться.
Первый
Новый год мы встречали вдвоем.
На крошечной кухне мы лепили
пельмени. Телевизора у нас еще
не было, и я устроила маленькое
шоу. Роли распределили так:
Валера - елка в мишуре, а я
- Снегурочка и Дед Мороз, раздаю
подарки, пою и танцую. Было
безумно весело - пили шампанское
и водку. Мы были счастливы!
-
А какая была реакция у его друзей
на ваши взаимоотношения, на
ваш брак?
-
Разница в возрасте - двадцать
лет - больше смущала посторонних
людей. Однажды я простудилась,
пришла врач. Она так прямо и
заявила; "Зачем, деточка,
тебе это надо? ! Ты губишь свою
жизнь! "
Ему
было больно - сильный удар по
самолюбию. Кто-то назвал меня
набоковской Лолитой и тоже ошибся,
у нас другое было. Валера нашел
материал, из которого, как Пигмалион
из глины, лепил свою Галатею.
Он играл роль отца, я - ребенка,
он был учителем, я - ученицей.
Но у нас была настоящая семья,
где были и страсть, и любовь.
Мне
с ним было легко, хотя я совершенно
не была готова к семейной жизни.
Валера сам готовил обеды. Это
он, кстати, научил меня готовить
- щи по-боярски, пельмени (он
же с Дальнего Востока), манты
(Приемыхов несколько лет прожил
в Средней Азии, играя в русском
театре во Фрунзе. - Н.П.)...
Правда, высшего пилотажа - лепить
пельмени с ноготок, как у него
на родине, - я не достигла.
Я
поступила во ВГИК, очень много
времени уходило на учебу. Валера
мне помогал делать политинформации,
я за них всегда получала пятерки.
Дома мы вместе разбирали отрывки,
и он многое мне подсказывал.
Он всегда много читал, и он
открыл для меня Хемингуэя, Ивлина
Во, Фолкнера...
-
Любовь, страсть, общие интересы
и... разрыв. Почему?
-
Я всегда хотела иметь ребенка,
у меня смысл жизни связан с
детьми. Я считаю, что любой
брак должен иметь продолжение
в детях. У Валерия Михайловича
была дочь от первого брака.
Но еще один ребенок, наш ребенок,
для Валеры - это было нервно
и ненужно... Он был поглощен
работой, я - тоже, без конца
были съемки. И я ушла. Просто
собрала вещи и ушла. Актерская
семья - где серьезно, где игра,
где та грань, которая разделяет
игру и жизнь? ! Валера был стержнем
нашей семьи. Муж и борщи варит,
и сценарии пишет, и говорит,
что ты - последняя любовь...
Но, видно, здесь он что-то недопонял
или не захотел...
-
Сколько вы прожили вместе?
-
В общей сложности лет пять,
после института примерно еще
год.
-
Сценарий "Милый, дорогой,
любимый, единственный"
он писал для тебя?
-
Да, хотя Валера мне никогда
этого не говорил, но я это знала.
История была написана на нас
- разница в возрасте, во взглядах,
в темпераментах и манере актерской
игры. Он из тех писателей-мужчин,
которые не болтают, не распыляются.
Он заваривал чай, закуривал
сигарету и долго сидел на кухне,
обдумывая. А потом уходил в
комнату и сразу выдавал готовый
текст на машинке. Часто работал
ночами. Хорошо о нем сказал
Владимир Грамматиков: "Он
как локомотив, который обязательно
довезет до конечной остановки".
Тот сценарий ему пришлось переписывать
восемнадцать раз.
У
них с Динарой был крепкий тандем,
но это не исключало споров,
Валера писал более жестко, а
она уходила в эмоции. Это вносило
нервозность в работу. На съемках
много импровизировали, но опять
же много и спорили. Плюс еще
тяжелые условия съемок, где
почти все действие - в машине,
зимой на морозе, постоянный
страх, что картину могут закрыть.
К Асановой - Приемыхову всегда
было пристальное внимание. Все
это спровоцировало нервный всплеск.
И странно, но эта совместная
работа ускорила наш разрыв.
Я
уходила, хотя очень хорошо понимала,
что Валера Приемыхов - это глыба,
и такого человека я, наверное,
уже никогда не встречу.
-
Съемки шли в режиме нон-стоп,
но все же надо было возвращаться
в какой-то дом. Где ты жила?
-
Сначала у подруги в Москве.
Потом сняла комнату. А потом
мне помог Вячеслав Тихонов,
когда подала заявление на кооператив,
на него заработала сама, отчасти
выручил Валера.
Время
раздумий
-
Ты с легкостью поступила во
ВГИК, картины, шли одна за другой
- было ощущение "зеленого
света" в жизни?
-
Было. У меня получается расставаться
с прошлым и жить настоящим.
-
Две серии популярных "Гардемаринов"
тебе как актрисе узнаваемости
прибавили. А что из съемок запомнилось?
-
Многое запомнилось. Вот, например,
забавным было наше свидание
в лесу с Алешей - Димой Харатьяном.
Режиссер Светлана Дружинина
и оператор Анатолий Мукасей
придумали красивую романтическую
сцену - снимали через веточки,
листочки. Я бегу навстречу Алеше,
бегу-бегу, березки-кустики -
и из кадра невольно выбегаю.
Дубль за дублем, пленка уходит.
Тогда рабочим канатом меня привязали
за ногу, камеру поставили в
середину, а меня пустили, как
пони, по кругу. И вот я с Алешей
встретилась, обнимаю так, чтобы
всего его ощутить, но не целую,
а Харатьян удивляется: "Почему?
Давай, как в Голливуде! "
А мне хотелось не как в Голливуде,
а такую настоящую русскую женщину
сыграть, которая "и коня
на скаку остановит, и в горящую
избу войдет", у которой
любовь - это и нежность, и жалость,
и страсть. Такой я видела свою
Софью. Сняли любовь и как в
Голливуде, и как по-русски.
В картину вошел мой вариант.
-
Растет популярность, растет
и ком сплетен. Как ты относишься
к сплетням о себе?
-
Как к испытанию, через которое
надо пройти. Я живой человек,
несовершенство свое сознаю.
Но сплетни - проблемы тех, кто
их сочиняет, а не мои. Я переживу
- отвлекусь на что-то, покурю.
На следующее утро просыпаюсь
- и живу дальше. По большому
счету мне интересны не все люди,
а только те, которые как с Луны
упали...
-
Ты родила ребенка, это время
совпало и с кризисом в кино.
А что у тебя в жизни сейчас?
Ты прекрасно выглядишь...
-
Сыну Мите девять лет, он перешел
в третий класс, любит рисовать,
гоняет в футбол, говорят, не
лишен актерских способностей.
У него заботливый отец, но он
чаще на гастролях, чем в Москве.
Он - музыкант. Сейчас закончила
сниматься в первых сериях фильма
"Под Полярной звездой",
репетирую вместе с Львом Дуровым
антрепризный спектакль "Мужики
и капуста".
С
удовольствием путешествую. Обязательно
несколько раз в год бываю в
Питере, там мои родные, сестра.
К сожалению, редко вижусь с
мамой Милой, она живет в Израиле.
Люблю устраивать девичники.
Люблю гадать. Недавно в книжном
магазине наткнулась на тибетское
гадание "МО", подумала:
"Мое - Машная Ольга".
Теперь гадаю по науке (смеется.
- Н.П.). Пасьянсы раскладываю.
-
Лунатиком быть перестала?
-
Еще в детстве. Но я - лунная
женщина. Ракиня по гороскопу...
-
Изменился ли твой характер?
-
Легкий, буйный, дерзкий? Это
в ранней молодости хорошо. Время
раздумий наступает неотвратимо.
Я Митьке говорю: "УЧИСЬ
на чужих ошибках, свои дорого
даются". Хотя лучший опыт
- собственный опыт. Настало
время, когда я могу отдавать.
Наверное, это называется зрелостью.
А в зрелости понимаешь цену
всему - и событиям, и людям,
и что ничего в моей жизни не
случайно...
Надежда
Пабауская
<<
Назад
|