Виртуальный фан-клуб кинофильма


 Гардемарины, вперёд!

Главная

Рецензия, цитаты, досье действующих лиц

Фото со съемок, общие фото актеров, скриншоты из передач

Места, где снимали эпизоды фильма

Литературная версия сценария фильма

Кадры из кинофильма

Музыка из кинофильма, тексты песен

Фрагменты из передач

Киноляпы

Редкие фото, автографы

Миди, обои, Winamp-скины, книги и...глобус!

О поклонниках

Творчество поклонников на тему фильма

Ссылки на другие сайты

О создателях сайта

Делимся впечатлениями!

Обсуждаем!

Общаемся!

 

 Пресса. Архивы интервью из разных источников

<< к списку 

"Нина Соротокина: Дюма-мать московского уезда"("Московский комсомолец", 24.05.2004)

 

Сценаристов даже самых знаменитых фильмов публика обычно не знает. Когда речь заходит о культовом сериале про гардемаринов, у всех в памяти возникают образы трех обаятельных молодых людей и запоминающийся мотив саундтрека "Не вешать нос, гардемарины!" И мало кто знает, что придумала этих героев писательница Нина Соротокина. Даже на пике популярности этого кино Нина Матвеевна редко попадала на телеэкран, не участвовала в рекламных акциях картины, почти не давала интервью.

И уж совсем никто не знает, что живет она в Подмосковье, в однокомнатной квартире.

 

Ее взаимоотношения с любимым делом никак не хотели складываться в счастливый роман. Сначала она остановила себя сама: "Мне казалось, что писатель - это любимец богов, а я была толстая девочка с комплексами и к любимцам себя не причисляла". Потом родители настояли на получении "нормальной" профессии. Она закончила технический вуз и даже аспирантуру по животрепещущей теме "Водопровод в условиях вечной мерзлоты". Наконец, когда в журнале "Наш современник" был напечатан ее первый рассказ, любимый муж встретил это событие словами: "Извини, но мой любимый писатель не Соротокина, а Свифт", - и демонстративно отправился в ванную стирать. Но от судьбы, как говорится, не уйдешь. Еще несколько лет спустя придуманных писательницей Ниной Соротокиной героев узнала вся страна. Романтическая телесказка про гардемаринов неожиданно - даже для ее создателей - попала в самое "яблочко".

 

     - Нина Матвеевна, недавно в интервью нашей газете один из "гардемаринов", Владимир Шевельков, сказал, что ненавидит этот фильм. Он, дескать, сломал всю его актерскую карьеру.

 

     - Когда вышел фильм, наши мальчишки стали по рейтингу лучшими актерами России, что являлось полной ерундой, потому что были еще живы великие Леонов, Борисов, Смоктуновский и т.д. Ребята на этом фильме сделали карьеру. Но очень скоро они встали в позу: с одной стороны, "Гардемарины" принесли славу, а с другой - напортили. Теперь, мол, приклеился определенный романтический имидж, и им не дают серьезно работать в кино. Каждый ведь Гамлета хочет играть.

 

     - То есть это было такое общее мнение?

 

     - Дима Харатьян, знаю, тоже горевал. Он же дружил с Меньшиковым. Есть Меньшиков, который играет серьезные роли в театре и в кино у Михалкова. И есть Дима - "гардемарин", понимаешь, для подросткового возраста. Обидно. Его понять можно. Тем более что та же самая маска оказалась и на мне. Я воспринимаюсь только как автор "Гардемаринов", и мои современные вещи печатать не хотят. Хотя начинала-то я, по выражению Нагибина, как "грустный писатель": писала "жизненную" прозу, было издано несколько сборников, меня даже перевели на 10 языков. А потом все как выключилось. Теперь я - вечный автор "Гардемаринов". Но я ни в коем случае на них не обижаюсь. Более того, они мне позволяли выжить в самое трудное время.

 

     - А как вы попали в кино?

 

     - "Гардемаринов" не публиковали, рукопись провалялась у меня 17 лет. Вдруг как-то по телевизору увидела фильм Дружининой "Принцесса цирка". Там играл совершенно обалденный мужчина, чех. Я почему-то решила, что женщину, которая снимает в кино таких красивых мужиков, мой материал может заинтересовать. Так и вышло. Сначала предполагалось, что одним из гардемаринов в кино будет сын Светланы - Толя, очень талантливый и красивый мальчик. По-моему, это сыграло свою роль в том, что она взялась за "Гардемаринов". К несчастью, Толя трагически погиб.

 

     - Вы сказали, "Гардемарины" помогали выжить. За каждый показ вам платят гонорар?

 

     - Ни копейки. Когда-то я получила за два показа: за первый 187 рублей, за второй - примерно столько же. Вообще после этого фильма я так и не проснулась знаменитой. Фамилию "Соротокина" требуется пояснять. Произнесешь пароль "Гардемарины" - тогда узнают. Я оживила это слово, вернула его в обиход. Но кино такая вещь - сценаристов там обычно не знают.

 

     - Зато после фильма, вышедшего в 1987 году, напечатали книгу...

 

     - Да. Ее, кстати, хорошо читают. Судя по тому, сколько я получала писем от читателей и сколько раз ее переиздавали. Общий тираж был, наверное, миллион. Сколько издательств заключило договоры - страшно сказать. Другое дело, что основные контракты подписывались до всех этих заморочек с Чубайсом и Гайдаром. Деньги, которые там фигурировали, по тем временам были бешеными: то ли 30 тысяч, то ли 300 тысяч, не помню уже. Но мало того, что они потом обесценились, так их и получить оказалось невозможно - издатели поразорялись.

     Кроме того, очень много было левой продукции. Мне приносили книжки, выпущенные такими издательствами, про которые я вообще ничего не знала. Я даже к юристу ходила, пыталась узнать, можно ли их как-то наказать. Но слишком серьезно к этому не относилась. Какой там суд, какие там гонорары, когда страна разваливается! Как другие люди живут - вообще непонятно. Тут хоть какие-то деньги есть, и ладно.

 

     - Тогда, допустим, было не до того. А сейчас-то не обидно, что ставшая знаменитой книга не принесла всех благ, которые может дать писателю бестселлер? Яхта, коттедж, машина…

 

     - Да куда мне яхта?!

 

     - Ну, не яхта, а трехкомнатная квартира на Арбате.

 

     - Боже упаси! Я себе купила вот эту однокомнатную квартиру в Троицке - и счастлива. Если бы у меня было много денег, я дала бы их режиссеру Вите Бутурлину, чтобы он наконец поставил фильм по сценарию, написанному Нагибиным и мной. А то он денег найти не может, и сценарий валяется без толку уже много лет.

 

     - Получается прямо как в песне: "Жила бы страна родная, и нету других забот"…

 

     - Я же с 64-го года живу здесь, в академгородке. Все мы - физики и их жены - выросли на диссидентской литературе. Мы так хотели свободы, так жаждали, чтобы рухнули, значит, оковы милитаризма и Советского Союза. Дождались - рухнули. Демократия победила. И что?.. Никогда не думала, что я с таким внутренним надрывом буду ощущать себя побежденной. Никогда не думала, что буду так болезненно воспринимать то, что о нас вытирают ноги все кому не лень. Эти разговоры, что мы совки неполноценные, что из этой страны надо бежать... Опустел мой городок - уехали все наши дети (мои, слава Богу, остались со мной - оба сына, их жены, дети). А подруги каждый день перезваниваются с Америкой. На этом фоне яхта на Кипре… это полный абсурд!

 

     - Нина Матвеевна, а как это вам в голову пришло написать "Гардемаринов"? В то время, если вспомнить, историей-то никто особо не интересовался. Была "История КПСС" да Карамзин для эстетов - и вроде как всем хватало.

 

     - Мне хотелось написать своим детям книжку в подражание "Трем мушкетерам". Недаром меня потом стали называть Дюма-мать… В России есть гениальный первый эшелон писателей, нормальный - второй эшелон, и отсутствует как таковой третий. Жанр романтической истории, если сравнивать с Францией или Англией, практически отсутствует. Мне же хотелось написать приключенческий роман о любви, дружбе, верности. И чтоб хороший конец был, и все герои остались живы.

 

     - Удивительно вы себя ограничили: третий эшелон - и точка. А как же честолюбие?

 

     - Третий эшелон не по качеству, а по жанру. Как в музыке: есть фуга, есть опера, есть оперетта, есть эстрада. Я как бы сразу пошла в эстраду. Вот эстрады в русской литературе почти нет, она не в традиции. У нас же, у русских, вкус с вывертом: нам надо, чтобы обязательно было богоискательство или богоборчество, чтобы герой искал смысл жизни, решал, что есть истина, где справедливость… А тот же честный Шерлок Холмс просто убийц ловит. Кто-то на литературном Олимпе скажет: да разве это литература?! Но ведь нет дома, где не знают, кто такой Шерлок Холмс...

 

     "Молила Пушкина сделать меня писателем"

 

     - В автобиографических книгах или дневниках всегда очень любопытен момент, когда человек оказывается перед выбором: становиться ему профессиональным литератором либо быть как все - сидеть в конторе с 9 до 18, а пописывать, если совсем невмоготу, по ночам. Обычно это сопровождается терзаниями, как, например, у Зощенко: смогу ли я, мое ли это?.. С вами было что-то подобное?

 

     - Во-первых, писательство - это некая болезнь, от которой невозможно отвязаться. Но стать писателем в России трудно морально. Конечно, грубо будет сказать, что на Западе писатели зарабатывают деньги, а у нас жаждут общаться с Богом. Но что-то в этом есть. Потому что наша главная национальная идея, как мне кажется, - это русский язык. У нас писатели всегда были почти небожители. Поэтому вот так взять и сказать: "Я буду писателем", - все равно что надеть ворованную царскую корону и выйти в ней к людям.

 

     - Тем не менее вы выбрали эту профессию…

 

     - Я с детства хотела податься в писатели. Лет в 20 поучаствовала даже в каком-то конкурсе. Потом строго себе сказала: ты еще не рожала, а это главное событие в жизни женщины, чего же ты вообще можешь знать? Но и после этого, будучи однажды в Михайловском, я стояла над могилой и молилась, молодая дура, Пушкину, чтобы он сделал меня писателем. На Пушкина я молилась всю жизнь и сейчас продолжаю молиться. Кстати, когда много лет спустя попала в Италию, я жила в доме у его прапраправнучки Анечки Тур во Флоренции. И считала, что это он меня туда привел.

     Свои литературные опыты я возобновила лет в 30-35. Что-то там писала, пряча тетрадки от мужа в шкафу с бельем. Думала, если он найдет, с ума сойду от стыда.

 

     - А до 30-35 лет чем вы занимались?

 

     - Преподавала сантехнику в техникуме.

 

     - Ну и ну...

 

     - В школе я мечтала: либо быть сценаристом, либо работать в архиве, заниматься историей. Но мы жили тогда на Кузбассе, в Прокопьевске, и родители учиться в Москву меня не отпустили. В итоге я закончила Институт инженеров водного транспорта в Новосибирске. Там же вышла замуж. Потом с мужем переехали в Москву и через пять лет - в Троицк. И началась жизнь, когда я - жена физика, а все кругом - Эйнштейны, очень талантливые, остроумные и ироничные. В то время физики-ядерщики были главные люди в стране, эдакие мушкетеры короля. А я 17 лет из Троицка ездила в Москву, на работу в техникум. После работы пропадала в Исторической библиотеке, что-то пописывала. Друзья называли меня "лучшим писателем среди сантехников и лучшим сантехником среди писателей".

     А потом случилась встреча с Нагибиным, сыгравшая огромную роль в моей жизни, потому что он поверил в меня сразу и навсегда.

 

     - Как это произошло?

 

     - Мы познакомились на семинаре в Софрине, где собирали талантливых, как считалось, молодых авторов, чтобы помочь им опубликоваться. Выяснилось, что Нагибин живет по соседству - в писательском дачном поселке на окраине Троицка. Юрий Маркович очень хорошо отнесся к моим рассказам, и мы вскоре подружились. В его доме, где бывали интереснейшие люди, я была уже не лучшим писателем среди сантехников, а, так сказать, членом цеха. Вот говорят: шедевр, шедевр… Все думают, что это какая-то немыслимая вещь безукоризненного качества. А на самом деле "шедевром" в старину называли вещь, которую ты представляешь в гильдию, чтобы тебя туда приняли. Сапожник демонстрировал сшитые им сапоги, гончар - горшок. С этой точки зрения я сделала шедевр, и меня приняли в гильдию писателей.

 

     - Когда вы все-таки решились бросить работу в техникуме?

 

     - Был готов к печати первый сборник (между прочим, редактировал его Маканин). Я знала, что получу за него хорошие деньги. Это была цена машины, если не двух. Значит, был задел на какое-то время. А муж возражал. Он меня ревновал к литературе, говорил: вся твоя литература - лишь бы из дома уйти. Это шел 82-й год. "Гардемарины" давно написаны, рассказов - полно, и я решила заняться литературой вплотную. Словом, ушла из техникума, а через два года мы развелись с мужем. Он завел другую семью.

 

     - С тех пор вы - профессиональный писатель, т.е. человек, зарабатывающий на жизнь только литературным трудом?

 

     - Да. Меня публиковали, платили немного, но гораздо больше, чем сейчас. Вернее, не так: сейчас цены нет - она может разниться в 100 раз. Если ты попал в глянцевый журнал, у тебя все хорошо. Не попал - увы.

     Помню, в 94-м году было полное безденежье. И тут мне предложили написать историю России "лихим расхожим языком, чтобы ее можно было читать". Никогда бы я в нормальном состоянии на это не решилась. Я же не историк. Но тут жизнь взяла за горло. Семь месяцев я жила внутри книжного шкафа, перелопатила гору литературы. Книга была издана, потом переиздана.

     "Путин хорошо пожил в Германии"

 

     - Вы сказали, что ждали свободы, читали диссидентскую литературу... А потом произошли "заморочки с Чубайсом". Демократы обманули ваши ожидания?

 

     - Нет, я к Чубайсу хорошо отношусь. Его все ругают, но пока у нас электричество-то есть. А рыбы нет. И флота нет. Чубайса поливаем грязью, а любопытно узнать: кто те безымянные герои, которые рыбу ликвидировали? Россия всегда была богата рыбой. Дешевле ничего не было. Картошки не было - ели рыбу и репу.

 

     - Но какая-то обида на новое время у вас все же есть?

 

     - Лично по отношению к себе обид нет. Ну, не завела нужных связей. Может, надо было те небольшие деньги, что были, вложить в какой-то бизнес. Но это все не мое. Монтень говорил, что ему больше всего в жизни хочется иметь башню - столько-то шагов в длину и столько-то в ширину, - из которой открываются далекие и прекрасные виды. У меня ощущение, что Господь мне такую башню дал. Из окна виден дом, в котором живут мои дети, все рядом, все у меня есть. Я принадлежу себе.

 

     - Но за державу обидно?

 

     - Обидно. И очень жалко бедных людей. Иные бьются вовсю, но ничего за это не получают. Возмутительно мало платят медикам и учителям. Наверное, через эту стадию надо пройти. Когда говорят про абсолютную свободу слова, на ум приходит Америка. У них появился Голливуд и начал штамповать бесконечные любовные истории для того, чтобы вывести страну из Великой депрессии. Нам тоже надо выйти из тупика. За какие-то отдельные наши выверты ужасно стыдно, но глобального ощущения ужаса нет. Общая мысль - все идет так, как должно идти.

     Я ни в коем случае не хотела бы повернуть время вспять. Мы забыли эти вечно пустые прилавки, это нельзя, то нельзя... Были, правда, свои радости. Еще муж мне тогда говорил: сейчас литературу запрещают, а она есть. А когда разрешат - ее не будет. Так оно и получилось. Пиши все, что хочешь, но это никому не нужно. Сейчас литература - только в метро почитать.

 

     - А тем, как на данный момент сложилась ваша литературная судьба, вы удовлетворены?

 

     - Конечно, нет. Полностью довольны бывают только дураки. Но мне все эти годы было безумно интересно. Я даже считаю, что незаслуженно получила очень много уважения от очень многих людей.

     Среди писателей бытует такая легенда. Как-то в профкоме Союза писателей затеяли "чистку". Развелось слишком много "литераторов", которые непонятно как туда попали и непонятно чем занимались, зато пользовались причитавшимися писателям санаториями, домами творчества, поликлиникой и т.д. И вот решили устроить ревизию. Вызывают, значит, каждого на ковер и расспрашивают. В числе прочих явилась старушка - божий одуванчик. Интересуются, что она написала, за что принята в профком. "Песенку, - отвечает, - она потом стала популярна". И что-то такое невнятно бормочет. Председатель комиссии уже занес было перо, чтобы вычеркнуть ее из списков. И тут кто-то напоследок решил узнать, что же это за песенка. "В лесу родилась елочка", - ответила старушка. Все же с этой песенкой выросли, думали, что она из воздуха соткалась. Вот так. Автора не знает никто - песенку знают все. Так и у меня: фамилию не знает никто, но слово "гардемарин" стало нарицательным. Это предмет моей профессиональной гордости. А вы - яхта!..

 

Сергей Феклюнин

<< Назад

 

 

 

 

 

© Все права защищены  

 2006-2007 г.                            www.gardemariny.narod.ru  

 

Hosted by uCoz