Виртуальный фан-клуб кинофильма


 Гардемарины, вперёд!

Главная

Рецензия, цитаты, досье действующих лиц

Фото со съемок, общие фото актеров, скриншоты из передач

Места, где снимали эпизоды фильма

Литературная версия сценария фильма

Кадры из кинофильма

Музыка из кинофильма, тексты песен

Фрагменты из передач

Киноляпы

Редкие фото, автографы

Миди, обои, Winamp-скины, книги и...глобус!

О поклонниках

Творчество поклонников на тему фильма

Ссылки на другие сайты

О создателях сайта

Делимся впечатлениями!

Обсуждаем!

Общаемся!

 

 Пресса. Архивы интервью из разных источников

 << к списку

"Виват, гардемарины! Возвращение незабытых героев."

("Огонёк", №13 1991г.)

 

Кто из нас в детстве - да только ли в детстве? - не мечтал хоть на миг оказаться по ту сторону киноэкрана, сменить одежды, имя, судьбу, затеряться во времени и пространстве, вкусить плодов от этого таинственного древа, именуемого коротко "КИНО"! И вот наш специальный корреспондент Михаил Мамаев попробовал осуществить эту малореальную мечту, или, как говорит он сам, ему просто повезло. Так или иначе, недавно Михаил закончил работу в съемках фильма "Виват, гардемарины!". 

 

 …Снимается кино. Я попал сюда не как журналист. В один прекрасный момент прозвучала команда "Мотор!", и в короткий промежуток между ней и следующей командой - "Начали!" - я успел разглядеть ненавязчивый свой облик в лакированной поверхности "хлопушки". Это было первое соприкосновение с большим кинематографом и, как выяснилось, удачное… Через несколько месяцев повторилось то же самое - на другой съемочной площадке. Снимался фильм "Виват, гардемарины!" ("Мосфильм", 1990, рабочее название - "Зимнее путешествие"), в котором мне досталась роль князя Оленева-младшего.

 Чем ближе день премьеры, тем больше понимаю, как мне повезло. Среди кинематографистов бытует мнение, что "Гардемарины" - это что-то несерьезное, вроде "Ласкового мая" кинематографа. Не берусь судить о "Ласковом мае" с точки зрения музыки, но когда я вижу глаза мальчишек и девчонок на его концертах, из которых исчезает уже ставшее привычным ожесточение, верю, что "Ласковый май" необходим. Как и наш фильм. Что, кстати, подтверждают горы писем, приходящие на "Мосфильм" Дружининой, Жигунову, Боярскому, Харатьяну. Люди имеют право отдохнуть и отвлечься от того, что их волнует каждую минуту, зарядиться положительной энергией.

 Сериал о гардемаринах - это не просто занимательная история, это приключения вымышленных героев среди реальных исторических персонажей на фоне реальных исторических событий. В этом фильме история была не только средством, но и целью - не случайно так тщательно выбирались актрисы на роли молодой императрицы Екатерины Второй и ее матери (их сыграли К. Орбакайте и Л. Гурченко), не случайно авторами сценария были тщательно проштудированы горы специальной литературы. От этого работалось вдвойне интересно. В нынешних "Гардемаринах" снимались М. Боярский, С. Жигунов, Д. Харатьян, Н. Гундарева, Л. Гурченко, Е. Евстигнеев, С. Садальский, С. Никоненко, К. Орбакайте… Не со всеми из них довелось работать в кадре, но присутствие их неизменно чувствовалось.

 Рассказывая о фильме, я сознательно не хочу касаться сюжета, но отдельные моменты трудно обойти. Один из самых интересных эпизодов - схватка героев и разбойников во главе с Боярским, простите, с Брильи, на мельнице. Трое против двадцати. Грандиозный трехъярусный павильон, строившийся несколько месяцев. Настоящие зерно, мука, куры. Настоящий, в полметра глубиной, бассейн, в который участники должны падать с пятиметровой высоты и топить друг друга. В драке будут использованы всевозможные средства: пистолеты с холостыми патронами, шпаги, пустые бочки, мешки, оглобли, корзины, ноги, кулаки. Мое главное оружие - деревянная лопата для разгрузки зерна. В этом эпизоде с лопатой сконцентрировалась вся

С. Жигунов и Д. Харатьян

 

М. Боярский

 

К. Орбакайте и М. Мамаев

 

Евг. Евстигнеев

 

моя творческая индивидуальность. Лопата очень напоминала весло. Так и пошло - "Мамаев с веслом". Поначалу расстроился - хотелось шпаги. Утешил Сергей Жигунов: "Старик, ты не огорчайся, воспринимай это как вступительный экзамен в отряд русского кинематографического мушкетерства…" - и я начал осваивать технику весельно-лопатного боя.  Испытаний было достаточно. Не стану рассказывать - скоро вы увидите это на экранах. Скажу одно: когда вы увидите вывалянного с ног до головы в тесте бойца - посочувствуйте ему. Тесто из волос я вымывал в течение недели.

 …Бью одного из разбойников лопатой по голове. Он падает с высоты второго этажа. Бедные ребята-каскадеры! Для смягчения падений используются обыкновенные картонные коробки: сотни этих коробок лежат, заранее приготовленные, в каскадерской каптерке. В считанные секунды коробки разворачиваются и укладываются в три-четыре слоя. Сверху - тоненький мат. На Западе, как известно, используются специальные воздушные подушки - они слишком дороги для наших кинематографических смет. Отечественные каскадеры вообще очень часто подвергаются большому риску именно из-за отсутствия надлежащей техники. Например, снимается кадр, где один из разбойников, горящий, вылетает из окна мельницы. У нас это снимается предельно просто: человек окатывается бензином и поджигается в момент команды "Съемка!". Огонь в данном случае неуправляем. При боковом порывистом ветре он с пылающего плеча обязательно опалит щеку. Возможностей обгореть - множество, не обходится без ожогов и у нас. Кстати, тушить пламя пришлось в реке, в ледяной воде - эпизод снимался в начале марта. Сергей Шолохов, "работающий" этот кадр, по всей видимости, пострадал напрасно - эпизод в фильм не вошел. А на Западе уже давно для подобных сцен используются специальные костюмы с управляемым напором пламени. Контролирует пламя сам каскадер.

 …Когда снимали падение после удара лопатой, за разбойником вниз летели куры. Их, не успевших отдышаться после приезда на место съемок, кидали с разных сторон из невидимых для оператора точек. Первый дубль получился плохо - куры не поняли, что от них требуется, и вместо того чтобы хлопать крыльями, камнем падали вниз. Пока готовили второй дубль, одна из кур решила, что пора нести яйца, и занялась этим по команде "Мотор!". Падающее сверху яйцо едва не угодило на голову нашему оператору А. Мукасею. Кстати, за время съемок на мельнице куры, жившие в павильоне, снесли не один десяток яиц, и это нельзя расценивать иначе, как проявление сознательности и повышенной ответственности в наше голодное время…

 …Снимаемся в Петродворце. По ночам, когда музей закрыт для посетителей. В белые петербургские ночи тишина кажется такой плотной, что ее можно потрогать рукой, - наверное, это от бессонницы. Днем не спится, а ночью - по пятнадцать-двадцать минут между кадрами и репетициями, на банкетках для посетителей - в общей сложности набирается час. Снимаются финалы. У меня это - прощание с любимой, и ничего не надо себе придумывать: прощание в кадре переходит в прощание в жизни. Харатьян опаздывает на самолет, который унесет его в Одессу, на съемки другого фильма. Он срывается сразу же после облегченного вздоха "Снято!", на ходу переодеваясь и едва успев проститься. Несколько часов назад уехали Машная и Лютаева - очень грустно, так мало были вместе и так много уместилось в эти часы и минуты. Вот сейчас в кадре прозвучат последние слова Кристины Орбакайте, и она тоже исчезнет вместе со соей героиней, милой маленькой Фике… Все когда-нибудь кончается…

 …Как завораживает меня эта черта киносъемок - отсутствие пресловутого единства места, действия и времени. Все перемешано, все перепутано местами. Кино как бы сознательно забрасывает тебя в будущее, чтобы ткнуть носом в какую-нибудь трагическую неизбежность, и заставляет вновь ощутить бренность и мимолетность бытия. Если ты сегодня навсегда прощаешься с любимой, а завтра впервые дотрагиваешься губами до ее руки, то, дотрагиваясь, уже знаешь, что ее нет с тобой, что это тень, призрак, и в то же время перед тобой живой человек, и надо торопиться делать ему добро. Ты оказываешься в положении маленького бога. Тебе не дано ничего изменить в этой жизни, но ты можешь воскрешать события и людей, поворачивать время вспять, и там, в прошлом, делать все на пределе своих возможностей: любить, ненавидеть, рисковать… Кино дает ощущение того, как бездумно, бездарно и лениво ты живешь в своей реальной жизни и, главное, как беспомощно…

 …На руках у Анастасии Ягужинской умирает Брильи. Смерть на экране. Нам, зрителям, знакома она только с одной стороны - со стороны зрительного зала. А как это происходит на площадке? Наверное, можно "умирать" спокойно, снимая это, как все остальные сцены: пришли, отрепетировали, покурили, сняли, пошли обедать… Я не знаю, как относится к своей "экранной" смерти Боярский. Этот человек вообще любит на вопросы отвечать шуткой, а на серьезные - тем более. Когда Сергей Жигунов - Саша Белов  посочувствовал Боярскому-Брильи и сказал, что лучше бы погибла Анастасия и они, два непримиримых врага, погоревали бы на ее могиле и примирились, ведь главным предметом раздора между ними была женщина, Брильи бурно воспротивился: "Не-е-ет, мне моя участь нравится - погиб из-за любви! Это отдает классикой".

Когда снимали сцену смерти Брильи, всех лишних попросили уйти с площадки. После нескольких часов съемки появились, наконец, заплаканная Лютаева и грустный Боярский. Мы как всегда попытались пошутить насчет "экранных" слез, но услышали в ответ гневную тираду насчет того, что "кое-кто продолжает преспокойно жить, в то время как настоящие люди…". Боярский был неразговорчив и не пошел обедать.

 …Сейчас уже заходит разговор о продолжении. Я слышал, что в новом сценарии возможно "оживление" Брильи - ведь "никто не видел холмика над его могилой". И еще я слышал, что Боярский не хочет "оживать". Но Михаил Сергеевич! Какие же "Гардемарины" без Вас?

 …Полезно иной раз остановиться, когда все вокруг тебя движется. Вчера, когда переставляли свет, я лежал на втором ярусе мельницы на мешках с зерном и мукой, вглядываясь в темноту над головой, где за многочисленными подвесными переходами, лебедками, проводами, металлическими тросами и прожекторами еще скрывается высоченный потолок шестого павильона "Мосфильма". Странно: как я сюда попал и что я делаю здесь, в княжеском костюме середины восемнадцатого века, перепачканном мукой и красной краской, да что там - кровью своего героя, который пять минут назад сражался там, в восемнадцатом веке, против банды разбойников, рука об руку с друзьями. Через несколько минут мне предстоит вернуться назад, в прошлое, где без меня уже не обойтись ни друзьям, ни врагам. Сознание этого и радует, и чуть-чуть пугает. Бывают моменты, когда особенно устаешь от съемок и кажется, что ботфорты срослись с ногами и что домой поедешь не на машине, а на лошади, - и тогда ловишь себя на мысли, что чаши весов - одна с твоей жизнью, а другая с твоей ролью - в равновесии. Это то новое чувство, которое подарило мне кино.  Без которого я теперь вряд ли смогу…

<< Назад

 

 

 

 

 

© Все права защищены  

 2006-2007 г.                            www.gardemariny.narod.ru  

 

LG 32LD 350 . приставка nintendo wii
Hosted by uCoz