Виртуальный фан-клуб кинофильма


 Гардемарины, вперёд!

Главная

Рецензия, цитаты, досье действующих лиц

Фото со съемок, общие фото актеров, скриншоты из передач

Места, где снимали эпизоды фильма

Литературная версия сценария фильма

Кадры из кинофильма

Музыка из кинофильма, тексты песен

Фрагменты из передач

Киноляпы

Редкие фото, автографы

Миди, обои, Winamp-скины, книги и...глобус!

О поклонниках

Творчество поклонников на тему фильма

Ссылки на другие сайты

О создателях сайта

Делимся впечатлениями!

Обсуждаем!

Общаемся!

 

 Пресса. Архивы интервью из разных источников

 << к списку

"Режиссер Светлана Дружинина: "Гардемарины" появились на свет благодаря пожару"

("Семь дней", № 4 2004г.)

 

Светлана Дружинина могла быть наездницей в цирке, балериной в Большом театре, телеведущей, фотомоделью. А стала артисткой. Роли Ларисы в картине "Дело было в Пенькове" и Анфисы в "Девчатах" сделали Дружинину настоящей звездой, поклонники не давали проходу. Но, снявшись в 13 фильмах, она вдруг оставила успешную актерскую карьеру и ушла в режиссеры...

 

- Светлана Сергеевна, сейчас в вашем режиссерском багаже более 10 работ, среди которых - нашумевшие "Гардемарины" и "Тайны дворцовых переворотов". Но скажите, пожалуйста, зачем было вам, популярной актрисе, красавице, внедряться в мужскую профессию? Чего не хватало-то?

 

- Власти. (Улыбается.) Мне всегда больше нравилось руководить, нежели подчиняться. Хотелось что-то придумать, организовать - с пионерским звеном, классом, подъездом, двором, жэком. Сочинить сценарий, отрепетировать песню к новогодней елке или построить людей в "пирамиды" на первомайской демонстрации… В школе, а потом в хореографическом училище мои желания и возможности оценили. Стали говорить: "Раз Дружинина умеет, пусть она и занимается".

 

- Но вряд ли вы с раннего детства мечтали о профессии режиссера?

 

- Сначала я хотела быть наездницей в цирке. До сих пор обожаю закулисье, запах лошадей... Мы жили с мамой в Марьиной Роще, и в третьем классе я сама записалась в школу при Старом цирке на Цветном. На маленькой кучке опилок нас, детей, раскручивали, "ломали". Я за необычайную гибкость даже получила прозвище Девочка-каучук. Тут же репетировал со своей собакой великий Карандаш, занимались жонглеры. Цирк манил меня, я пропадала там все свободное время. Но после пятого класса началась специализация, мне сказали, что я могу быть в труппе наездницей и ездить на гастроли. И тут мама испугалась: в этом случае я не получила бы аттестат о среднем (тогда - семилетнем) образовании. А рискованная цирковая жизнь не давала никаких гарантий - после травмы можно было на всю жизнь остаться без работы... Мама приняла серьезное решение - заперла меня в комнате на ключ и никуда не пускала. Довольно долго задания мне приносили одноклассники, я училась дома. Когда наступило лето, мама, все еще опасаясь, что я могу сбежать с труппой на гастроли, отправила меня в пионерский лагерь в Быково. То лето было, наверное, самым печальным в моей жизни. Я страшно тосковала по цирку и оживала, только когда можно было продемонстрировать то, чему научилась на манеже, - "колечки", "перекидные мостики", ставила с ребятами свои любимые "пирамиды", которыми заканчивались все пионерские костры… Но, кстати, именно там, в лагере, началась моя вторая детская "болезнь". Спасибо дальней родственнице Айседоры Дункан - очаровательной Юлечке Шимергон, заразившей меня балетом.

 

- Что делала родственница Айседоры Дункан в советском пионерлагере в Быково?

 

- Юлечка жила на даче напротив лагеря - за забором, в абсолютно другом мире. Там на веранду с резными стеклышками выносили дымящийся самовар, рассаживались за большим круглым столом, вели светские беседы… Для нас это было в диковинку. Юлечка была принцессой, сказочной феей, божественным созданием. Длинноногая, в юбочке до колен, в каких занимаются первоклассницы балетной школы, в невероятной красоты белых тапочках -

 

 

 

 

 

 

атласные ленточки крест-накрест завязаны в бантик на щиколотке… Она выходила из ворот своего дома (иногда у нее на руках была маленькая собачка) и аккуратно, на полупальчиках, шла по пыльной дороге к прудику. Все вокруг шептались: "Балерина, балерина…" Мы, пионеры, даже внешне сильно отличались от нее. Всех приезжавших в лагерь доктора сначала осматривали. Если находили в голове насекомых - безоговорочно стригли наголо или звонили родителям, чтобы детей забрали домой. Матери, с трудом выбившие путевку, тут же приезжали в лагерь, кричали: "Куда я тебя дену на три месяца?", заставляли стричься… Так мы, лысые, и ходили. Купались в пруду в специальном загоне. Все делали по команде. Тем не менее мы все-таки познакомились с Юлечкой и однажды, робко постучав в ее калитку, даже пригласили на пионерский костер. Она пришла уже не в белых, а в розовеньких тапочках - "пальцах", то есть жестких туфлях. А исполнив вокруг костра какие-то удивительные арабески, дала поносить мне свои тапочки. Счастью не было предела! Вернувшись из лагеря, я заявила маме, что хочу быть балериной. Три года проучилась в училище при Театре Станиславского и Немировича-Данченко, а потом, после конкурса, меня перевели в школу Большого, которую я и окончила, кстати, вместе с Марисом Лиепой.

 

- Но балериной почему-то не стали...

 

- За несколько дней до защиты диплома я получила серьезную травму. Физическую и душевную одновременно: старалась, занималась с утра до ночи, и вдруг - такое несчастье, перелом руки!.. Но мне поручили вести выпускные балетные спектакли, которые шли в прямом телеэфире из Зала им. Чайковского, и меня заметила руководитель студии на Шаболовке. Дикторов не хватало - я стала вести детские программы и КВН. И опять повезло: меня увидел режиссер Самсонов и предложил главную роль в фильме "За витриной универмага". После чего я решила стать актрисой. Поступила во ВГИК, а в свободное время подрабатывала моделью в Доме мод на Кузнецком мосту. Это началось еще в балетной школе: в выходной день - понедельник - все девочки снимались для буклетов и плакатов. У меня было много фотографий в шляпках… Но однажды во ВГИКе мне за это попало. Помню, пришел профессор Бибиков на лекцию и говорит унылым таким голосом: "А теперь я хочу рассказать об одной из наших студенток, лицо которой глядит со всех витрин магазинов на улице Горького… Что это такое, Дружинина? Или вы работаете в кино, или мусолите взгляды прохожих!" Мне пришлось долго объяснять, что это тоже работа, за которую я получаю деньги. У мамы - учительницы - зарплата небольшая, отца нет, стипендии не хватает…

 

- Во время учебы на актерском факультете вы снялись в нескольких фильмах, были востребованы после окончания. И вдруг - все бросили! Неужели никогда потом не жалели?

 

- Не скрою, получая режиссерское образование, я тайно мечтала о том, что вот теперь-то сценарист Дружинина напишет, а режиссер Дружинина снимет актрису Дружинину в той самой единственной и неповторимой роли, которая сделает ее настоящей кинозвездой.

 

- К тому времени вы уже и так были кинозвездой! А фразочки вашей Анфиски из "Девчат" стали просто народными...

 

- Мне тоже они нравятся. "Любовь зла - полюбишь и козла", "А шляпу, между прочим, так не носят". Но больше других люблю эту: "Им всем только целоваться, а как жениться, так никто не хочет". (Хохочет.)

 

- От Светланы Дружининой что-то есть в этой героине?

 

- Конечно. Работая над ролью, всегда в себе что-то ворошишь.

 

- Но Анфиска же стерва, язва!

 

- Что вы! Какая же она стерва? Дура. Балда. Несчастная. Ранимая жутко. Но не подлая... Я очень люблю всех актрис, снимавшихся в этом фильме, мы часто встречались, ездили с творческими встречами. А несколько лет назад (еще была жива Люсьена Овчинникова) у кого-то даже возникла идея снять с нами со всеми продолжение "Девчат" - о том, какими они стали. Но... не сложилось.

Не стану лукавить, конечно, мне приятно, что несколько картин, в которых я снималась - "За витриной универмага", "Дело было в Пенькове", "Девчата", - вошли в золотой фонд нашего кино, и их постоянно показывают по телевидению. Но, честное слово, я легко оставила актерскую карьеру, которая шла по восходящей, понимая, что, и будучи режиссером, смогу сниматься. Когда снимаешь впервые, еще не умеешь правильно использовать свои силы - и физические, и психические. Многие ломались на дебюте.

 

- Боялись не справиться?

 

- Я физически не годилась на ту роль и с годами еще больше убедилась в этом. Дело в том, что в процессе  работы я всегда ужасно худею. На пять килограммов - железно. У меня даже два гардероба: один - для начала съемок, другой - для финала. Я отказалась от соблазна сыграть в своем первом фильме, успокоив себя тем, что вот сейчас опыта наберусь и уж во второй картине снимусь обязательно. Но ни во второй, ни в третьей, ни в какой другой этого не случилось…

 

- К счастью, сами фильмы, так полюбившиеся зрителям, с лихвой компенсировали этот пробел в вашей биографии. Чего стоят только "Гардемарины"! Хотя поначалу вы, кажется, не планировали снимать трилогию...

 

- Правильнее сказать: вообще не планировала снимать ту историю. Когда Нина Соротокина (в то время - инженер-сантехник) принесла мне сценарий, я долго не могла прочитать эту пухлую папку. А вскоре в моей квартире случился пожар, во время которого погибло много книг. И только рукопись Нины осталась цела и невредима. Это был знак свыше. Я поняла, что должна сделать "Гардемаринов", чего бы мне это ни стоило.

 

- Тяжело они вам дались?

 

- Каждая картина рождается в муках, как ребенок. Но как только мы с мужем (Анатолий Мукасей - кинооператор. Среди его работ: "Берегись автомобиля", "Большая перемена", "Чучело" и все фильмы жены. - Прим. ред.) начали работать над "Гардемаринами", я сломала колено. Глупая, нелепая история. В тот день съемка уже закончилась, но, увидев красивую лошадь, я не удержалась и решила покататься. Незадолго до этого прошел дождь, почва была мокрой…Словом, все произошло почти так же, как в известном фильме: поскользнулась, упала, очнулась - гипс... В результате весь фильм вынуждена была снимать на костылях. Слава богу, зажило. Гораздо больше переживаний у нас было, когда однажды мы отсняли целую пленку, а она оказалась бракованной. Не поверите - вечером сидели с Толей вдвоем на кухне, пили водку и рыдали. Что ж... И это испытание вынесли. Главное - именно в процессе работы над "Гардемаринами" я пришла к выводу, что хочу и дальше делать кино об истории государства Российского. Так появилась идея масштабного 25-серийного проекта "Тайны дворцовых переворотов". (Шесть серий недавно вышли на канале "Россия".)

 

- Все ваши картины снимает муж. Вы ведь много лет вместе?

 

- Да, мы поженились довольно рано, в этом году нашему браку исполнилось 45 лет. Когда познакомились, он был на первом курсе операторского факультета, я - на втором актерского. Оба - капитаны волейбольных команд. Участвовали в соревнованиях, ездили играть в творческие вузы Ленинграда, Риги, Киева, Свердловска. Ходили в ресторанчики поесть винегретика. Изысканных напитков и блюд тогда не было, но творческая жизнь у нас всегда была очень насыщенной.

 

- Анатолий Михайлович красиво ухаживал?

 

- Ой, Толя совершенно не умеет ни ухаживать, ни говорить комплиментов. Но при этом он мягкий, обаятельный. И очень надежный.

 

- Когда вы это поняли?

 

- Да сразу! Он же целый год ходил за мной как тень.

 

- Вы что же, были неприступной красавицей?

 

- Да нет. Я была красивой, обаятельной, смешливой и очень контактной девицей. А Толя - очаровательным красавцем. С удивительным, редким обаянием.

 

- Не ревновали его?

 

- Почему вы спрашиваете в прошедшем времени? По-моему, без ревности жить невозможно.

 

- Как же сдержать себя, если муж-оператор проявляет повышенное внимание к молодой красивой актрисе?

 

- Никак. Если такое случалось, на следующий же день этой актрисы на площадке не было. Но назойливой обычно становится массовка. Актрисам флиртовать некогда, они работают. Да и я всегда могу поставить их на место…

 

- Но позвольте! Анатолий Михайлович за столько лет не раз уже доказал вам свою верность и любовь, разве не так?

 

-Так. И все равно я не хочу быть прилюдной брошенкой, а желаю, чтобы он помог мне снять пальто, открыл передо мной дверь, принес кофе.

 

- Кстати, существует легенда, что, выйдя замуж за Мукасея, вы попали в список невыездных, режиссеры перестали предлагать роли, и вам ничего не оставалось делать, как бросить актерскую профессию.

 

- Толины родители работали во внешней разведке, какое-то время я действительно не могла выезжать за границу, и ролей в самом деле стало меньше. Но вовсе не из-за этого я решила поменять профессию. Став режиссером, я могла снимать себя сколько угодно. Так ведь не снимала же! А вот Толя решил жениться на мне до нашего знакомства. И, кстати, именно благодаря профессии своих родителей.

 

- Уж не завербовать ли они вас пытались?

 

- Да ну что вы! Наша история далека от джеймсбондовской. Толя и его сестра учились в Москве, за ними ухаживали гувернантки. Родители же бывали в Союзе редко, и всякий раз их непременно куда-нибудь запрятывали вместе с детьми. Объяснялось это просто: никто не должен был видеть разведчиков. В тот раз семью отправили на дачу Сталина на озере Рица. В таких местах всегда были маленькие кинозалы, кинопроекторы и новые советские фильмы. В один из вечеров семья села смотреть "За витриной универмага". "Какая "кьют"!" - воскликнула, увидев меня на экране, мама. ("Кьют" - это обаяшка.) "А хочешь, она будет моей женой?" - вдруг спросил Толя. В тот момент он, школьник, только собирался поступать во ВГИК. "Пошалуста! Дафай!" - ответила мама. Долгое время прожившие за границей, родители говорили по-русски с акцентом, и это отнюдь не было конспирацией.

 

- Что же было дальше?

 

- Родители уехали работать, а Толя поступил в институт, где и познакомился с "кьют". Люди, следившие за детьми Мукасеев в Москве, страшно переполошились. За границу тут же полетели позывные: "Толечка влюбился! Она старше его. Что делать?.." Пришлось Толе самому написать маме: "Это та самая обаяшка из фильма, который мы смотрели на озере Рица. Учится на актерском факультете". Ну что оставалось делать родителям? Приехав в следующий раз в Москву, они предложили Толе и его старшей сестре сыграть две свадьбы сразу. Благословили обе пары и снова уехали. Кстати, брак Толиной сестры оказался таким же крепким, как наш. Может, потому, что и Толины родители прожили вместе много лет? Сейчас папе 96 лет, маме - 92, но у них по-прежнему светлые головы, дивная память, они лучшие собеседники и до сих пор  нам помогают. Мама, например, прекрасно справляется с работой моего секретаря…

 

- Родители Анатолия Михайловича всю жизнь вместе, вашему браку - 45 лет. Существует мнение, что с годами любовь превращается в привычку…

 

- Я не знаю, что такое любовь, и не знаю, что такое привычка. Мы и перед свадьбой не объяснялись друг другу в любви. Правда, через несколько лет меня практически заставили сделать признание, причем на защите режиссерского диплома.

 

- Это еще зачем?

 

- Моей дипломной работой был фильм "Зинка" по сценарию Бориса Можаева. Это история любви, в которой снялись студентка Вика Федорова и приехавший из Читы к старшему брату Виталий Соломин. Мне казалось, они сыграли замечательно. Но у председателя комиссии Бабочкина были претензии. Я стояла на кафедре, а он все допытывался: "Я не верю, что парень и девушка любят друг друга. Разве так объясняются в любви? Вот как бы это сделали вы?" - "Я? Хорошо, сейчас вы станете свидетелем того, как на десятом году совместной жизни я буду объясняться в любви сидящему в зрительном зале мужу. Толечка, я тебя очень люблю, и доказательством тому - наши дети". Все зааплодировали. Бабочкин был удовлетворен.

    

- Дети, вероятно, выросли на площадке?

 

- А куда ж их было девать? Кинематограф - наша с Толей жизнь, наша общая любовь. Поэтому про сыновей я говорю, что обронила их на съемочной площадке. Не было массовки - они выручали, снимались в небольших ролях. Мишка (Михаил Мукасей - оператор, клипмейкер. - Прим. ред.), например, в десять лет снялся в "Дульсинее". Недавно увидел себя в этом фильме и рассмеялся: "Мать, что же ты меня мало снимала? Я был таким хорошеньким..." - "Снимала бы. Если б тебя не нужно было силой загонять в кадр. Тебе ведь хотелось в море купаться, а не на площадке торчать под палящим бакинским солнцем".

 

- Михаил, как и отец, стал оператором. А что говорят о будущей профессии внуки?

 

- Старшему, Даниле, скоро будет 17. К сожалению, его отца - моего сына Анатолия - уже нет в живых. В шести фильмах "Дворцовых переворотов" Даня озвучил всего Петра Второго. Но актером быть, кажется, не хочет. Во всяком случае, пока собирается на звукорежиссерский факультет ВГИКа. Средний внук Максим еще не определился. А Елизавета совсем крошечная.

 

- Говорят, чуть ли не после каждой вашей картины у кого-нибудь из съемочной группы появляется ребенок.

 

- Обстановка, наверное, способствует. Сначала рождается любовь, потом - дети. Причем, как правило, это мальчишки, что является для меня хорошей приметой. Сыновья родились у Кристиночки Орбакайте и Володи Преснякова, у Мариночки Майко и Димочки Харатьяна...

 

- Удивительно! А в чем секрет семейного счастья Дружининой и Мукасея? Может, в том, что у вашей "команды" не два капитана, а один?

 

- Вы считаете, глава семьи - я? Многие почему-то думают так же. Но это не совсем верно... Секретов нет. Просто мы не можем друг без друга жить. Хотя и разбегаемся иногда по разным "углам". Сейчас вот уеду на дачу писать сценарий (Светлана Дружинина начала работу над седьмым фильмом киноэпопеи "Тайны дворцовых переворотов", на этот раз - об императрице Анне Иоанновне. - Прим. ред.), а он, проснувшись, тут же начнет звонить: "Доброе утро, что делаешь?", "А какая там погода?", "Появились ли мыши-полевки?", "А может, тебе привезти Зинку?" (Это наша кошка.) И так - минимум 10 раз за утро. Если вдруг он не позвонил первым - звоню сама: "В чем дело? Что случилось?"

 

- И все-таки сложно поверить, что режиссер Дружинина позволяет себе не быть режиссером дома.

 

- На площадке у нас строгое распределение ролей: я говорю, Толя молчит. Дома муж каждый день умоляет меня: "Не режиссируй! Прекрати!" Хотя, по-моему, я просто даю дельные советы. К тому же мы очень разные по характеру. Толя тихий, мягкий, я - открытая, громогласная. Хотя к нему обращаюсь с невероятной нежностью: "Милый, мягкий, обаятельный". Могу сказать: "Пушистый мой, прекрати!" Но если прошу: "Скажи что-нибудь мужским голосом", он только машет рукой.

 

- Это же счастье - иметь мужа, который все сделает так, как скажет жена!

 

- Вы сейчас о чьем муже говорите? Толя - не такой. Мой - милый, мягкий, обаятельный - все выслушает и... сделает по-своему. Правда, всегда молча. Может, поэтому мы и живем так долго вместе?..

Татьяна ПЕТРОВА

<< Назад

 

 

 

 

 

© Все права защищены  

 2006-2007 г.                            www.gardemariny.narod.ru  

 

Hosted by uCoz