Виртуальный фан-клуб кинофильма


 Гардемарины, вперёд!

Главная

Рецензия, цитаты, досье действующих лиц

Фото со съемок, общие фото актеров, скриншоты из передач

Места, где снимали эпизоды фильма

Литературная версия сценария фильма

Кадры из кинофильма

Музыка из кинофильма, тексты песен

Фрагменты из передач

Киноляпы

Редкие фото, автографы

Миди, обои, Winamp-скины, книги и...глобус!

О поклонниках

Творчество поклонников на тему фильма

Ссылки на другие сайты

О создателях сайта

Делимся впечатлениями!

Обсуждаем!

Общаемся!

 

 Пресса. Архивы интервью из разных источников

 << к списку

"Само совершенство: Татьяна Лютаева"

("Наше кино"/Интернет/№8, декабрь 2004)

 

"Она верх женского совершенства", - написал некий поклонник Татьяны в интернете. Большая часть зрителей помнит актрису как великолепную Анастасию Ягужинскую  из трилогии "Гардемарины". Ее героиня легко вскружила головы не только экранным партнерам, но и миллионам российских мужчин. Но Лютаева не только красива, она к тому же умна и талантлива. Что, согласитесь, не так уж часто встречается. Она может играть не только "роковых красавиц с коровьим взглядом", ей под силу и комедийные роли, в которых Татьяна раскрывает себя совершенно с другой стороны. Недавно актриса вернулась в Россию после пятнадцатилетнего отсутствия и сразу начала активно сниматься.

 

- Вчера, переключаясь с канала на канал, наткнулась на сериал "Грехи отцов", где как раз была сцена с вашим участием. Вы целовались с неким юношей. Опять роль роковой женщины?

 

- Не совсем (смеется). Моя героиня - женщина со сложной судьбой. Муж забрал ребенка, обвинив в разврате и так далее. Вообще-то  вчера было мое первое появление в этой картине.

 

- А  почему согласились играть в этом сериале? Обычно актеры очень сложно относятся к подобным проектам.

 

- Во-первых, синопсис (Краткое содержание фильма. - Авт.) мне показался симпатичным. Серебряный век, костюмы… Я после "Гардемаринов" ни в одном костюмированном фильме не снималась. Во-вторых, меня достаточно убедили фамилии актеров, которые согласились там играть: Игорь Петренко, Валерий Баринов, Юрий Цурило,  Наташа Андрейченко… Поэтому появилась надежда на то, что сериал не будет "проходным"…

 

 - Вы сейчас очень много снимаетесь. Режиссеры соскучились за время вашего долгого отсутствия и заваливают вас предложениями?

 

- На самом деле все произошло два или три года назад, когда Константин Павлович Худяков позвал меня в картину "Другой мужчина, другая женщина". И как-то он мне сказал: "Давай, Таня, переезжай. Работы сейчас много, без нее не останешься". Володя Мирзоев, который приезжал в Литву и ставил спектакли с моим участием, тоже звал в свой театр... У меня давно возникали мысли по поводу возвращения, но так как была семья, работа (Татьяна работала в Вильнюсском театре. - Авт.), переезд казался мне очень проблематичным. Это даже

Т.Лютаева - "Гардемарины, вперёд!"

 

Татьяна Лютаева. Фото: А. Копачев

 

Татьяна Лютаева

 

Татьяна Лютаева с сыном Домиником. Фото: А. Копачев

 

Т. Лютаева - "Гардемарины, вперёд!"

 

не связано с бытом, больше волновалась за детей, как они это перенесут. Сын-то ладно, маленький еще, а вот дочь уже 9 лет училась в литовской школе… Конечно, я нервничала еще по поводу работы. Думала: "Ну, перееду, а дальше что? Вдруг все только на словах соскучились". В конце концов, когда я развелась со своим вторым мужем, то взяла детей и с одной сумкой приехала. И действительно, сразу стало поступать много предложений по работе. На сегодня я снялась во многих проектах. Есть очень интересные персонажи. Например, в картине "Посылка с Марса" я играю немку-гувернантку со смешной внешностью. У меня пучок на голове, оттопыренные уши, очки на носу, сухие губы…

 

- То есть вы не боитесь быть смешной, некрасивой? Для меня, например, некоторые ваши роли были открытием. В картине Месхиева "Над темной водой" вы играете некую любвеобильную актрису…

 

- Что касается этого фильма, то моя роль - "собрание сочинений". Дима Месхиев с Валерой Тодоровским списали этот образ с многих актрис. И он очень хорошо "читается". Очень забавный персонаж. Раньше мне такие роли практически не предлагали, но, знаете, стоит только "засветиться", и сразу "почта" начинает работать: Лютаева может и комедию играть.

 

- Вы заканчивали ВГИК?

 

- Да, у Алексея Вадимовича Баталова.

 

- Проблем при поступлении не было?

 

- Да нет. Сразу поступила. У меня был украинско-белорусский курс, поэтому первый тур проходила в Одессе. Я не собиралась становиться актрисой, хотя училась в классе с театральным уклоном.

 

- Вы не хотели становиться актрисой, но поехали поступать во ВГИК?

 

- У меня не было фанатизма: "только в актрисы!" Я готовилась поступать на химический факультет, даже занималась с педагогами. Но, видимо, судьба так распорядилась, что на курс Баталова приехали набирать прямо на Одесскую киностудию. Второй тур был на киностудии Довженко в Киеве, и третий - уже в Москве. Я, конечно же, поступала еще и в Щукинское, и в ГИТИС, куда меня тоже взяли, но решила остаться у Баталова.

 

- Для вас, девочки из Одессы, Баталов, наверное, казался чем-то невероятным...

 

- Не то слово. Тогда как раз шла картина "Москва слезам не верит". Помню, что, поступив, я поехала в Одессу. Уже вроде и студентка, но еще и никто, даже не начала учиться… С подружкой пришли в кинотеатр на этот фильм. Я сидела и думала, что взорвусь от переполнявших меня эмоций. Мне хотелось крикнуть на весь зал: "Я его ученица!"

 

- Слышала, что мама была против вашего выбора профессии?

 

- Не могу сказать, что так уж против. Она ведь со мной даже поступать приезжала. Мама поняла, что меня бесполезно отговаривать. Только твердила (говорит с одесским акцентом): "Разве ж это профессия, Танечка? Какая ж это профессия, о чем ты говоришь? Ну ладно, закончишь, потом еще куда-нибудь поступишь". Она надеялась, что я успокоюсь, перебешусь, и к двадцати одному году, к моменту окончания института, у меня появится мудрость, и я захочу еще какое-то образование получить.

 

- Кроме Баталова, у вас были еще педагоги?

 

- Да, конечно. Александр Всеволодович Кузнецов и Борис Викторович Ардов. Кстати, мой комедийный дар открыл именно Александр Всеволодович. Он меня еще в институте начал забрасывать комедийными ролями. Всегда мне говорил: "Солнечных идиоток ты можешь играть просто отменно".

 

- Вы же одесситка. Значит, в юморе знаете толк.

 

- Да, у меня неплохое чувство юмора. Причем достаточно циничное. Мне и роли такие больше интересны: характерные персонажи, а не холодные красавицы, этакие роковые женщины с коровьим взглядом. Мне кажется, чем больше в трагическом персонаже комизма, ироничного взгляда на себя, тем интереснее.

 

- Это уже что-то чаплинское…

 

-  Заметьте, не самое плохое.

 

- Наоборот, самое сложное.

 

- Но этим профессия и интересна. Ведь в каждой области человек хочет достичь каких-то высот. Физики ищут какие-то формулы, химики - какие-то новые соединения… Артисты тоже в каком-то смысле физики. Мы, плетя своего персонажа, в принципе творим чудеса, если, конечно, образ удается. Большая победа, если зритель смотрит и не узнает актера: "Так это он? Не может этого быть!" Это и есть то самое перевоплощение, над которым сейчас многие смеются.

 

- В "Гардемаринах" вы снялись на каком курсе?

 

- Конец четвертого. На следующее утро после моего дипломного спектакля был назначен первый съемочный день.

 

- А как вам предложили эту роль?

 

- Миша Мукасей, ее сын, который учился на операторском факультете, сказал Светлане Сергеевне что-то вроде: "Мам, ты все ищешь актрису на роль Анастасии, а у нас ходит такая "мочалка"!" Мне на тот момент был 21 год. Дружинина пришла на мой спектакль "Тень" по Шварцу, зал был переполнен, поэтому Светлане Сергеевне пришлось стоять…

 

- Вы знали, что ради вас пришла Дружинина?

 

- По-моему, меня предупредили… Но знаете, как по молодости… Я была погружена в предстоящий спектакль, поэтому мало задумывалась о посторонних вещах… Потом меня вызвали на "Мосфильм", делали мне прически…

 

- У вас свои волосы в фильме, не парики?

 

-Нет, не парики. Свои длинные волосы. Еще мне выщипали мои широкие украинские брови. Я что-то изобразила на пробах, и она меня утвердила.

 

- Что играли на пробах?

 

- Вы знаете, не помню. Только помню, что были все три гардемарина.

 

- Вы с ними впервые там встретились, или уже были с кем-то знакомы?

 

- Нет, никого не знала. Хотя… Я училась вместе с Володей Шевельковым, но его-то как раз и не было на этих пробах. Его позже утвердили. Еще я училась вместе с Олей Машной, которая в фильме сыграла Софью.

 

- Снимаясь, вы представляли, что у фильма будет такая успешная судьба?

 

- Не знаю насчет судьбы, но масштаб поражал. Костюмы, декорации. По тем временам такой фильм был большой редкостью. Все стоило очень дорого. Платили мало, но, сами понимаете, люди не из-за денег тогда работали. Для меня это, конечно, стало настоящим событием в жизни.

 

- Популярность была оглушительной?

 

- Не могу сказать, что меня подкосило. Я тогда ничего не понимала. Это сейчас осознаю, что "Гардемарины" - классика. И что долгое время девочек называли Анастасиями из-за моей героини. Мне приходило много писем, разных приятных отзывов…

 

- Это же ваша первая роль в кино. Трудно было?

 

- Я была еще совсем неумелая. И, конечно, больше использовала свои природные данные.

 

- А что-то было самое сложное? Например, какая-нибудь сцена…

 

- (Жалобным голосом) Раздеваться было невозможно… Я всех просто на дыбы поставила. Светлана Сергеевна большую часть группы из павильона выгнала.

 

- Но там вроде бы все достаточно невинно…

 

- Всего лишь кусочек груди был виден в зеркало, но для меня и этого было много. Я до сих пор помню, как тряслась от страха и стеснения. Сейчас вон девчонки без проблем полностью обнажаются, а я тогда просто места себе не находила.

 

- А эпизод с казнью матери?

 

- Тоже пришлось нелегко, так как мой актерский аппарат не был еще настолько натренирован, чтобы я могла сразу заплакать или органично закричать… Вот органично молчать у меня хорошо получалось (смеется)…

 

- Дружинина хорошо объясняла задачу?

 

- Да, конечно. Она же замечательная артистка, и поэтому все пропускала через себя. Даже, может быть, слишком пропускала, потому что, рассказывая, она могла заплакать. И я, естественно, "автоматом" тоже начинала плакать. Повторюсь, как начинающей артистке, мне такая помощь очень нужна была.

 

- В фильмах Дмитрия Месхиева вы снимались, приезжая из Литвы?

 

- Да.

 

- Он для вас находит интересные роли. В "Женской собственности" вы опять сыграли презанятную особу…

 

- Это тоже "собрание сочинений"…

 

- Вам такие актрисы попадались?

 

- Ну конечно. Я же столько лет проработала в театре. Всего этого "наелась"… Это же абсолютно узнаваемый персонаж - прима в театре, может быть, не очень талантливая, но умеющая пробить себе дорогу разными способами… Звезда, но на самом деле одинокое существо… Я попыталась сделать ее как можно более узнаваемой.

 

- У вашей героини двухэтажная квартира, подаренная поклонником. Вам такие подарки не делали?

 

- Не-е-ет. Никогда. Да я бы и не приняла.

 

- Почему?

 

- Ну, понимаете, таких подарков на восьмое марта не бывает. Бывает букет мимоз. Конечно, у каких-то ухажеров, богатых поклонников случались позывы чего-то преподнести… Но вы же отдаете себе отчет, что ничто просто так не дарится и не дается. Большие дорогие подарки у меня ассоциируются с тем, что я чем-то за него должна расплатиться. Для меня же это неприемлемо. Вообще я человек, который всегда идет от сердца… Хотя мама моя иногда говорит, что это глупо. Что жизнь моя могла бы сложиться иначе.

 

- То есть вы больше живете эмоциями, чем разумом?

 

- Да. Сейчас, с годами, я стала мудрее, мне же нужно воспитывать дочь, сына… Но все равно я считаю, что осталась такой же искренней в отношениях. Принципиальным человеком в дружбе, любви. Мне кажется, что нельзя спекулировать отношениями. К ним всегда нужно относиться очень осторожно, почти ювелирно.

 

- А если, например, человек продолжает вас сильно любить, а у вас это чувство, увы, исчезло…

 

- Значит, нужно ему об этом сказать. Жалеть человека не надо. Любовь ведь не появится снова, а можно зайти далеко, когда человеку совсем невозможно будет жить без тебя. И потом, любовь ведь не проходит на раз. Проснулся: "Все. Не люблю".

 

- У некоторых вроде бы так и бывает.

 

- Не знаю, у  меня такого не было. Я считаю, что любовь - всегда работа двух людей, причем очень тяжелый труд. Где-то слышала выражение, что любовь -  это нежность, дружба и страсть. Я с этим согласна. Но страсть, к сожалению, когда-то заканчивается… У всех. Но должны оставаться дружба и уважение. Обязательно. Если это есть, тогда люди становятся друг другу даже ближе, чем просто любовники. Поэтому я думаю, что просто так любовь не может закончиться в один день. Это может произойти, например, из-за предательства. Не обязательно физическая измена должна присутствовать. Можно вдруг ощутить себя ненужной, одинокой. Значит, человек, партнер дал этому чувству зародиться…

 

- Но любовь - необходимая составляющая жизни?

 

- Конечно. Я верю в это чувство. Дважды разведенная (смеется).

 

- Когда вы знакомитесь с человеком, на что вы в первую очередь обращаете внимание?

 

- Наверное, на юмор.

 

- Я имела в виду самое первое впечатление. Непосредственно до общения.

 

- У меня нет такого: увидела и все поняла про человека. Мне нужно с человеком хотя бы поговорить. Могу сказать только "по верхам" - красивый, светлый человек… Или "вампир", предположим.

 

- Вы так сразу можете это определить?

 

- Да, конечно. А вы нет? Иногда незнакомый человек проходит мимо на улице, а у меня пальцы крестиком складываются. Я чувствую, что человек как будто весь в иголках… Поэтому публичным людям очень тяжело в этом плане. Они являются центром воронки, вокруг которой много чего вращается. Людей, событий… Есть завистники, ненавистники, Поэтому я и не люблю откровенности, открытости. Мне как-то позвонила журналистка и попросила об интервью. Не помню, из какого издания, но точно из "желтого". Я сказала, что согласна, но только если она не будет задавать двух вопросов: с кем я живу, сколько я получаю, и не будет просить рассказать смешную историю со съемочной площадки. Она сказала: "Да? Ну, извините тогда". Когда я соглашаюсь на интервью, я понимаю, что должна быть достаточно откровенна, но я не хочу, чтобы эти откровения касались моей личной жизни. Должен быть какой-то неприкасаемый "островок". Помню, когда я только вернулась в Россию, в журнале "7 дней" был какой-то материал про меня. В конце его написана фраза, от которой меня просто по жизни трясет, но она якобы была сказана мной: "Я верю, что все-таки поймаю свою птицу счастья за хвост". Ладно, мои друзья, прочитав, посмеются, так как понимают, что такого я сказать не могла, но читатель-то поверит, что я так на самом деле думаю… Иногда такого понапишут, что потом  вообще не хочется с прессой общаться.

 

-Скажите, Татьяна, а вы легко преодолеваете какие-то жизненные трудности?

 

- (Задумалась). Я крепкий орешек. Так сложилась жизнь, что у меня было очень много сложных периодов, и казалось даже, что безвыходных. Но, к счастью, Господь, наверное, помог, и я выкарабкалась. Поэтому сейчас меня трудно выбить из колеи. Для некоторых, например, сложность - когда нет денег. Для меня это уже не сложность. Самое страшное, когда дети болеют, или с мамой что-то происходит. Поэтому, возвращаясь к вышесказанному, и бережешь свой "остров", чтобы энергетически никто не смог ворваться и как-то навредить.

 

- Партнер в работе для вас очень важен?

 

- Конечно. Знаете, я сейчас заметила некоторую тенденцию среди актеров, которая мне очень не нравится. Исчезло партнерство… Среди молодежи это просто повальное бедствие. Актеры старой закалки, которые внимательно относятся к своей роли, не халтурят, научились работать сами по себе. В любой ситуации надеются только на себя. Это ужасно. В этом виноваты, наверное, не сами молодые актеры, а их учителя. Ребята, не успев окончить институт, сразу начинают сниматься в сериалах, не научившись самому главному.

 

- Чему?

 

- Актерской этике, восприятию партнера, и, самое главное, работе над ролью. Им кажется, что они могут прийти на площадку и с ходу чего-нибудь сыграть. За кадром шутят, веселятся, потом встают в кадр - и ничего нет, пустота.

 

- А вы как начинаете работать? Непосредственно на площадке разогреваетесь, или до нее - сидите, собираетесь с мыслями…

 

- Я люблю накануне, на ночь выучить текст, чтобы он у меня в мыслях улегся, и на площадку еду, проговаривая про себя, или даже вслух иногда. То есть заранее пытаюсь "натянуть" его на себя, как кожу. Первый съемочный день для меня самый мучительный. Я всегда очень волнуюсь, не сплю перед этим, думаю над своей ролью, над образом. Это, знаете, как на мобильном телефоне: "Поиск сети", потом "Есть!". Так же в работе над ролью… Для меня самое страшное - халтура. Даже в сериалах нельзя этого допускать, потому что все равно такое отношение к работе читается. Я, например, всегда все вижу, когда смотрю какой-нибудь фильм: этот актер пришел деньги зарабатывать, этот не очень талантливый и не очень старается, а вот этот все равно профессионал и старается сделать качественно, в каком бы материале он ни участвовал.

 

- А  у вас есть какая-то эмоция, которую нравится изображать больше всего? Например, плакать, или, наоборот, смеяться до истерики?

 

- Мне интересны алогизмы. Что часто встречается в жизни. Когда, например, у человека какое-то несчастье, а он улыбается. Поэтому голые эмоции - плакать, или орать "Пожар!" - мне играть не интересно. Сейчас на площадках я вижу, что многие молодые актеры не могут сами заплакать. А ведь это азы профессии. Чтобы заплакать, надо стараться не плакать. Я люблю, когда, сидя в театре на спектакле, или смотря хорошее кино, я, как зритель, плачу, а актер своей игрой подталкивает меня на эту эмоцию. Он может просто молчать, но так это подать, что мурашки бегут по коже. А бывает, что актер рыдает, а ты ничего не чувствуешь, и даже испытываешь неловкость за него. Это ужасно. А вообще поле нашей профессии бескрайнее. Хотя бывают актеры одинаковые в любой роли.

 

- Почему так происходит?

 

- Думаю, что это зависит от диапазона актерского аппарата. Некоторые просто не хотят быть некрасивыми. Когда меня друзья спрашивают: "Зачем ты согласилась играть такую мымру?", я удивляюсь: "Как? Мне же просто в кайф быть разной!"

 

- Есть опасность, что зрители, увидев вас в неприглядном образе, будут думать, что это вы настоящая. Без грима, так сказать. Я, например, посмотрев фильм "Жизнь одна", испугалась, думая, что вы теперь так выглядите…

 

- (Смеется). Да, многие про мою героиню говорили: "Что это? Кто это? Ну такая ду-ра-а…" Но мне, честно говоря, лучше такой комплимент, чем: "Ой, какая красивая. Совсем не изменилась". Как не изменилась? Все меняются, и я тоже. Это нормально.

 

- Вы возраста не боитесь?

 

- Нет, абсолютно. Я никогда не буду скрывать, сколько мне лет. Не буду скрывать свои морщины. Зачем? Мне сейчас мой возраст гораздо интереснее, говорю это без кокетства. И не понимаю актрис, которые помешаны на пластике. Они постепенно становятся просто куклами. Я недавно с гримерами шутила, что скоро актриса с морщинами будет дефицит. Зачем они это делают? Молодые девочки, а уже все исколоты "Ботоксом", поэтому ноль эмоций на лице, все заморожено...

 

- Вы, когда видите плохую актерскую игру, некачественный материал, раздражаетесь?

 

- Мягко сказано. Это же ужас, что сейчас творится. Актерская игра из серии "Возвращение Буратино". Антиорганика. Например, надо сказать простое предложение: "Что ты от меня хочешь? Оставь меня в покое". Они же произносят текст, ударяя на каждое слово: "Что. Ты. От меня. Хочешь? Оставь. Меня. В покое". Это происходит потому, что актеры сами не понимают, что хотят сказать. Логика отсутствует напрочь. Непонятно, какую мысль и эмоцию они хотят донести до зрителя. И, соответственно, зритель перестает понимать, что к чему.  

 

- Наверное, это еще зависит от режиссера. Он не объясняет нормально. Если вы, например, видите, что режиссер не помогает артисту, вы можете подойти и подсказать?

 

- Да, конечно. Молодые артисты иногда просят: "Таня, вы не могли бы мне объяснить…" Потому что по молодости и из-за того бешенного темпа, в котором все снимается, они не могут остановиться и подумать: "Как же здесь лучше сделать?" И начинают метаться. Естественно, я помогаю, особенно своим партнерам. Когда они, конечно, вменяемы. Потому что сейчас есть персонажи, которые ничего не видят, ничего не слышат. Замелькали на экране и считают, что они всего достигли. Но это не моя чашка чая. Предпочитаю не общаться с такими людьми. Я со многими артистами работала, и давно убедилась, что чем талантливей человек, тем он проще. Тем с ним легче и интереснее.

 

- Скажите, а чем профессия актера неприятна?

 

- Своей нестабильностью. У всех актеров есть страх, что их перестанут снимать. Мы, актеры, зависим ото всех, кроме себя. Всегда этот страх присутствует, потому что о стольких печальных актерских судьбах известно. Когда начинают так победно… Фестивали, показы, премии… И вдруг все заканчивается. Этот человек, эта звезда сидит дома без работы. Я знаю очень много людей, которые спились, которые покончили жизнь самоубийством, которые умирали  в одиночестве в Доме ветеранов кино, которые в нищете по сей день… Поэтому, конечно, страшно… Но я не живу этим страхом.

 

- Вы фаталист?

 

- Естественно. Как я могу, после всех своих жизненных перипетий, не верить в судьбу? И еще я оптимист. Борюсь до последнего. Я родила дочку в 1988 году, как раз на последних съемочных днях "Гардемаринов", потом уехала вместе с мужем в Литву. Хотя мне после окончания вуза поступило много предложений из разных театров. Часто меня спрашивали: "А ты не жалеешь о том, что уехала? Ведь твоя карьера могла сложиться иначе". Но я считаю, что моя жизнь и карьера сложилась так, как должны были сложиться. Потому что, если бы я тогда осталась в Москве, то не было бы моих нынешних детей, не было бы таких театральных ролей за плечами. Потому что в Вильнюсском театре я сыграла и Катарину из "Укрощения строптивой", и Настасью Филипповну из "Идиота", и Елену Андреевну в "Дяде Ване", и многие-многие другие, не менее значимые, роли.

 

- Любой актрисе можно только мечтать…

 

- Действительно. Алексей Вадимович Баталов всегда говорил: "Театр актеру необходим!" Я отработала в театре почти пятнадцать лет. Спектакли, гастроли… Я получила очень хорошую театральную школу. И сейчас могу сказать без кокетства и самовлюбленности, что я стала актрисой.

 

- Татьяна, скажите напоследок, чего вам все-таки сейчас не хватает?

 

- Чего не хватает? Да, наверное, только своей квартиры. И все.

 Текст: Диана Рогожина

<< Назад

 

 

 

 

 

 

© Все права защищены  

 2006-2007 г.                            www.gardemariny.narod.ru  

 

Hosted by uCoz