"Гардемарина
экзаменовали лопатой"
("Антенна", №
36, 2006)
Такое
происходит нередко. Если
герои картины понравились
зрителю, вскоре снимается
ее продолжение.
15
лет назад на экраны вышел
фильм "Виват, гардемарины!"
- вторая часть трилогии
о выпускниках Навигацкой
школы, призванных на службу
Отчизне.
Напомним,
первая часть трилогии "Гардемарины,
вперед!" снималась
по роману Нины Соротокиной
"Трое из Навигацкой
школы" в 1987 году.
Для второго фильма авторский
триумвират (Нина Соротокина,
Юрий Нагабин и Светлана
Дружинина) написал сценарий,
в основу которого были положены
реальные события 1744 года,
когда Россией правила императрица
Елизавета Петровна. Картину
запустили в начале 1990
года. Последний фильм "Гардемарины
- 3" вышел в 1992 году.
Князей
на переправе меняют
Во
второй фильм режиссер Светлана
Дружинина актера Владимира
Шевелькова, играющего князя
Оленева в первой части,
не позвала. Как сказал однажды
Владимир, между ним и режиссером
возник конфликт на уровне
вкуса: «Мы постоянно
с ней выясняли, как жить
- как не жить, как думать
- как не думать...»
Сама Светлана Дружинина
говорила, что изначально
планировала на роль князя
своего сына - Михаила Мукасея,
ныне продюсера. Но он не
смог принять участие в съемках.
Тогда режиссер решила попробовать
Михаила Мамаева. «Я
не знал и до сих пор не
знаю, почему выбрали меня
вместо Шевелькова. Это не
мое дело. Но я был бы дуракам,
если бы не ухватился за
это предложение, - признается
Мамаев.
|
|
-
Я, в то время недавний выпускник
МГИМО, словно отправился
в увлекательное путешествие.
Светлана Сергеевна увидела
то, о чем я мечтал».
Особенно, по словам Михаила,
его поразила сцена смерти
героя Михаила Боярского
- де Брильи. «Когда
ее снимали, всех лишних
попросили уйти с площадки.
Через несколько часов появились,
наконец, заплаканная Лютаева,
она играла Анастасию Ягужинскую,
и грустный Боярский. Мы
попытались шутить насчет
«экранных» слез,
но в ответ услышали гневную
тираду на тему, что «кое-кто
продолжает преспокойно жить,
в то время как настоящие
люди...». Боярский
был неразговорчив, подавлен
и не пошел обедать. А когда
Сергей Жигунов (Саша Белов)
посочувствовал Брильи и
сказал, что лучше бы погибла
Анастасия и они, два непримиримых
врага, погоревали бы на
ее могиле и примирись, Боярский
запротестовал: «Мне
моя участь нравится! Я погиб
из-за любви! Это отдает
классикой».
Светлана
Дружинина вспоминает, как
порой актеры поправляли
ее, не позволяя «осовременивать»
фильм: «Мы снимали
сцену с участием Бестужева
(Евгений Евстигнеев) и Елизаветы
Петровны (Наталья Гундарева).
Они медленно шли по анфиладе,
и я их поторопила. Актеры
посмотрели на меня с укоризной.
В костюмах весом с десяток
килограммов, тяжелых париках
и в не таких уж просторных,
как кажется со стороны,
помещениях идти быстрее
просто невозможно! А там,
где медленный темп движения,
там и речь иная. Поэтому
Гундарева и Евстигнеев невольно
перешли в ритм того времени,
которое играли. Перешли
очень точно!»
Куры
несли яйца в полете
Постановщиком
трюков в фильме был Владимир
Балон, игравший верного
слугу Брильи: "Съемки
самого длинного куска, когда
гардемарины сопровождают
принцессу Фике (Кристина
Орбакайте) в заснеженном
лесу, проходили в конце
декабря в Битцевском парке.
Самый эффектный трюк - когда
Дмитрий Харатьян прокалывает
меня насквозь брошенной
шпагой. На самом деле шпага
пролетала выше. И я потом
уже падал с прикрепленным
к груди и спине муляжом".
Один
из самых динамичных эпизодов
- схватка гардемаринов с
людьми Брильи на мельнице.
Мамаев помнит его в деталях:
"Это был фантастический
бой! Трое против двадцати.
Грандиозный трехъярусный
павильон, его строили несколько
месяцев. Настоящее зерно,
мука и куры. Шикарный бассейн,
в который участники должны
падать с пятиметровой высоты
и топить друг друга".
Оружием
служило все: пистолеты,
шпаги, пустые бочки, мешки,
оглобли, корзины... Князя
Оленева вооружили деревянной
лопатой для разгрузки зерна:
"Она очень напоминала
весло. Так и пошло: "Мамаев
с веслом" - постоянно
звали меня на площадке".
Поначалу Михаил даже расстроился,
ему хотелось, как настоящему
герою, сражаться на шпагах.
Но его утешил Сергей Жигунов:
"Старик, не огорчайся,
воспринимай это как вступительный
экзамен в отряд русского
кинематографического мушкетерства..."
Бедные
каскадеры! Михаилу приходилось
бить их лопатой по голове
по-настоящему. И падали
каскадеры с высоты второго
этажа тоже на самом деле.
Для смягчения падений использовались
обыкновенные картонные коробки.
"Тогда не было еще
специальных западных подушек,
они не укладывались в наши
кинематографические сметы",
- рассказывает Светлана
Дружинина.
Идея,
чтобы во время драки на
мельнице в кадре летали
куры, пришла в голову Владимиру
Балону. Птиц в кадр кидали
с разных точек. Поначалу
куры, вместо того чтобы
хлопать крыльями, камнем
падали вниз. Одна хохлатка
решила, что пора нести яйца,
и занялась этим на лету,
по команде "Мотор!".
"За
время съемок на мельнице
куры снесли не один десяток
яиц, и это мы расценили
как проявление повышенной
ответственности в "голодное
время", - смеется Мамаев.
Концерты
прокормят
Удивительно,
но вспомнить, сколько им
заплатили за фильм в то
"голодное время",
актеры не смогли. "По
меркам тогдашнего зарождавшегося
кооперативного кино гонорар
был мал", - говорит
Дмитрий Харатьян, которому
приписывали покупку после
"Гардемаринов..."
джипа и квартиры. Харатьян
и Жигунов больше заработали
на концертах, с которыми
потом объездили всю страну.
У них было по 200 выступлений
в год.
"Под
финал съемок в "Гардемаринах..."
я начал сниматься в фильме
"Уик-энд с убийцей".
Вот там я заработал на порядок
больше. Но в тот момент
это было для меня не главное.
Атмосфера дружининского
фильма была для меня гораздо
ценнее", - заключает
Михаил Мамаев.
Из
фильма слов не выкинешь
- Бальзамчику
от душевных ран!
Срочно! - От душевных
ран наука помогает.
- Богатство
и власть кружат
голову. Нет более
жестокого хозяина,
чем освобождённый
раб.
- Женщины
обожают опекать
слабых, жалких,
больных и убогих.
Это их, видите ли,
возвышает.
- Спокойно!
Тут волнений-то
всего на один пирожок!
- Это
вы там по факту
живёте, а мы по
воле божьей.
|