-
Напротив, она складывалась вполне
удачно. Если бы меня моя актерская
судьба не удовлетворяла, то,
став продюсером, я снимал бы
только себя. Как, к слову говоря,
многие на моем месте поступили
бы. И поступают. Посмотрите
на актеров, которые не смогли
найти деньги, - они и режиссеры
собственных картин, и исполнители
главных ролей, и вокруг них,
любимых, все в основном и вертится.
Мне этот путь неинтересен, у
меня, считаю, и без того было
немало возможностей удовлетворить
актерские амбиции.
-
И все же не вижу ничего плохого
в том, что продюсер Жигунов
придумает замечательный проект,
в котором актер Жигунов исполнит
еще одну яркую роль...
-
Самого себя воткнуть в свой
собственный фильм - это очень
уж какая-то извращенная форма
проституции получается. Сильно
отдает "новорусской"
психологией.
-
Но в титрах фильма "Принцесса
на бобах", в котором вы
играете главную роль и, по иронии
судьбы, именно нового русского,
- стоит марка студии "Шанс"...
-
Я не должен был и не хотел быть
продюсером этого фильма. Меня
пригласили как артиста, я поставил
единственное условие: сниматься
буду с Леной Сафоновой, потому
что ни с кем другим работать
в паре не хотел. Потом я честно
два года ждал, пока они найдут
деньги, потом начались съемки,
потом деньги кончились, кино
остановилось. И только в тот
момент, когда над картиной нависла
угроза, что она не будет закончена
никогда, я, скрипнув зубами,
стал тащить ее до конца. Но,
в общем-то, я бываю ужасно счастлив,
когда работаю в кино просто
исполнителем конкретной роли
и меня берут не потому, что
я могу достать деньги или помочь
ленте с прокатом, а потому,
что я устраиваю как артист.
Когда мне звонят незнакомые
люди и скороговоркой, без запятых,
выпаливают: "Вы знаете,
мы хотим пригласить вас на роль,
кстати, нам не хватает денег",
я тут же кладу трубку - мне
бывает неловко за них и обидно
за себя.
-
А вам не приходится отказываться
от ролей из-за того, что другие,
более важные дела не отпускают?
-
Нет, когда мне предлагают интересную
роль, - я сразу все бросаю.
Хотя, конечно, это еще и форма
бегства от безостановочной круговерти
дел. Мол, я не просто беру тайм-аут,
а, извините, занимаюсь серьезным
делом - снимаюсь в кино. Впрочем,
совсем отрешиться от многочисленных
студийных забот не получается
- бывает, гримируюсь, а сам
в это время по сотовому телефону
руковожу "Шансом".
-
Скажите, коммерческая, менеджерская
жилка была заложена в вас изначально
или развилась с опытом, со временем?
-
А я откуда знаю? Способности
продюсера, предпринимателя-
это такие же способности, как
у музыканта, артиста, педагога....
-
Но вы, наверное, уже ощущали
себя хорошим актером, сложившимся,
зрелым человеком, когда возглавили
"Шанс"?
-
Каким там зрелым... Мне было
еще далеко до тридцати, когда
я ввязался в это дело. Поначалу,
конечно, "плавал",
но я твердо знал одно: мне это
интересно и я смогу в этом разобраться.
А способности в бизнесе - это,
извините, что такое? Талантливый,
но небогатый, неталантливый,
но богатый - таких репутаций
в нашем деле хоть пруд пруди.
Чем и как измерить способности
предпринимателя, если, как выяснилось,
деньги в качестве мерила не
годятся? Не знаю. В любом случае,
это род деятельности для людей
инициативных, умеющих предугадывать
результат. Мне это, к слову
говоря, интересно и в актерской
работе. Читаю сценарий и думаю:
а как это будет восприниматься
через два-три года, когда фильм
выйдет на экран? и в зависимости
от этого соглашаюсь или нет
на съемки.
-
В ваших личных актерских работах
"проколы" случались?
-
Редко. Я снимаюсь не часто и,
как мне кажется, достаточно
прицельно. Конечно, бывали у
меня фильмы, не срывавшие огромной
кассы, не приносившие очередного
витка зрительской популярности.
Но они для меня все равно оставались,
скажем так, в положительном
зачете. Как например, картина
"Поездка в Висбаден"
по Тургеневу. Мне досталась
в этом фильме не моя роль. Другой,
более точно найденный артист,
возможно, сыграл бы ее лучше,
но я человек опытный, я очень
старался, и мне по сей день
за эту работу не стыдно. Как,
впрочем, не стыдно ни за одну
из сыгранных ролей, какой бы
фильм не вспомнили - "Секс-сказку"
или "Сердца трех".
-
Вы не упомянули "гардемаринов"...
-
А что "Гардемарины"?
Это совсем не так плохо, как
может показаться некоторым критикам.
Между тем мы этим фильмом доставили
людям радость, которая осталась
со зрителями на долгие годы.
Что тут криминального?
-
Да ничего, если, конечно, закрыть
глаза на то, что вы лично стали
пленником сыгранного вами образа.
Что бы отныне ни делал Жигунов,
что бы ни играл, его воспринимали
и будут воспринимать этаким
вечным гардемарином...
-
Это правда. Что, признаюсь,
меня порой обижает, уязвляет.
Я взрослею, становлюсь более
опытным, профессионально состоятельным,
а роль, сыгранная мальчишкой,
в полубессознательном состоянии,
остается для зрителей "непревзойденной".
Впрочем, я махнул уже на это
рукой: будь что будет.
-
Вы любите поддаваться воле обстоятельств?
-
Да нет, я люблю свои действия
продумывать, рассчитывать наперед,
предугадывать результат, о чем
я уже говорил. В сущности, моя
жизнь - это цепь собственных,
единолично принятых решений,
которые не зависят ни от каких
обстоятельств. И если бы я однажды
решил, что мне надо сломать
закрепившийся за мной имидж
вечного гардемарина, я бы этого
добился. Я плыву в основном
против течения.
-
А конкретнее?
-
Можно и конкретнее. Когда мы,
например, готовились сниматься
в "Гардемаринах",
мне сказали: "Никто не
ездит на лошади лучше Абдулова
и не дерется на шпагах искуснее
Боярского". Я разбился
в лепешку, но, смею думать,
скоро был с ними по меньшей
мере на равных в искусстве верховой
езды и в фехтовании. Надо мной
смеялись, когда я запускал "Королеву
Марго" - самый дорогой
проект в истории российского,
да и советского, телевидения.
В этот замысел не верил даже
режиссер Юрий Мороз, который
просил группу сильно не напрягаться
- все равно, мол, кина не будет.
Я носил вещи 48-го размера в
период работы над "Гардемаринами",
но когда мне предложили в "Подземелье
ведьм" сыграть комического
десантника, такого, знаете,
гиганта, я за восемь месяцев
набрал 12 килограммов и едва
влезал в кадр, не говоря уже
про костюм 54 размера. Подозреваю,
на этой почве у меня нарушился
обмен веществ, потому что с
тех пор приходится бороться
с лишним весом. Наконец, вот
уже десять лет идут разговоры
о кризисе российского кино,
а на моей небольшой студии "Шанс"
все эти годы безостановочно
снимались фильмы. Сегодня у
меня в работе находится сразу
семь картин, из них львиная
доля многосерийных. Так что
судите сами - плыву я в жизни
по течению или против него.
-
Вы все в работе и в работе,
а время на то, чтобы просто
жить, остается?
-
Да не очень. На "просто
жизнь" остается только
сон.
-
А жена не ропщет на такой образ
жизни?
-
Она уже привыкла. Мое превращение
в трудоголика постепенно происходило.
У нее на глазах. Вера - она
у меня первая жена. И единственная.
Когда-то мы вместе снимались
с ней в одной картине, там и
познакомились. Она тогда много
играла в кино, а когда активно
стал сниматься я - перестала.
Продолжала работать в Вахтанговском
театре, не лезла ни в какие
дрязги, занялась домом, детьми.
-
Недавно, насколько я знаю, она
снялась в кино - в фильме "Раздетые",
который сделан... на студии
"Шанс". Где же, Сергей,
ваша хваленая принципиальность?
Себя в проектах снимать нельзя,
а жену - можно?
-
Вы забыли сказать, что в фильме
всего два актера - Вера и мой
друг со студенческих времен,
талантливый актер Игорь Мужжухин,
которые, да будет всем известно,
работали в этой картине бесплатно.
Два месяца, как проклятые, они
с режиссером Кириллом Серебренниковым
репетировали у нас на даче,
а сам фильм, который стоил сущие
копейки, сняли за несколько
дней. Никакие другие актеры,
уверяю вас, на этих условиях
работать бы не стали. Я долго
сомневался , надо ли Вере сниматься
в этом проекте. Боялся обвинений
в "семейственности",
хотя, например, Наумов снимает
свою жену Белохвостикову из
фильма в фильм, и это никого
не шокирует. У нас дома порой
даже громы погромыхивали, когда
ее или мои родители простодушно
допытывались, почему я, мол,
жену не снимаю. У Веры, которая
никогда не заговаривала со мной
на эту тему, моментально менялось
лицо, она уходила из комнаты,
а я внутренне напрягался и блеял
что-то нечленораздельное. Сегодня,
посмотрев фильм "Раздетые",
я жалею, что так долго "выдерживал"
жену дома. Во-первых, она профессиональная
актриса, а не девочка с улицы,
а во-вторых, в ней сохранились
женственность, чистота, подлинное
тепло, которые, что скрывать,
повыветрелись у актрис, много
работающих в кино. Так что теперь
я стану снимать Веру в своих
фильмах - и пусть это будет
самый большой грех на моей совести...
Леонид
Павлючик
<<
Назад
|