"Жизнь - Родине, честь - никому!"
("Вечерний клуб", №10 2007)
Ровно
двадцать лет назад на экраны страны вышел фильм «Гардемарины, вперед!», в
одночасье побивший все рекорды зрительской популярности. Этот фильм называют
нашим ответом «Трем мушкетерам», но, пожалуй, он даже в чем-то обошел знаменитую
историю Дюма, ведь его герои, юные друзья-гардемарины, противостоят не только
личным врагам, но врагам Отечества, что, безусловно, мужественнее и
благороднее.
Новогодний подарок
Как
вспоминает Светлана Дружинина, все началось с телефонного звонка, который
раздался в ее квартире первого января 1983 года. Звонила женщина с
предложением дать режиссеру свой неопубликованный роман — как материал для
сценария приключенческого фильма. Дружинина согласилась встретиться с
писательницей и обещала рассмотреть ее предложение, но потом совершенно забыла
о рукописи, и та целый год пролежала у нее дома, пока ее случайно не обнаружил
муж Светланы Сергеевны, кинооператор Анатолий Мукасей. Роман ему чрезвычайно
понравился, историю взахлеб прочитали дети Дружининой, и уже потом,
заинтригованная такой популярностью книги в своей семье, с ней ознакомилась
сама Светлана Сергеевна. История о друзьях из навигацкой школы оказалась на
самом деле весьма интересной и необычной, Дружинина тут же загорелась желанием
снять по ней фильм.
Руководство
«Мосфильма» одобрило новый проект, и закипела работа над сценарием, в которой
участвовали сама Дружинина, автор романа Нина Соротокина и известный писатель
Юрий Нагибин. Дружинина планировала сыграть мятежницу Анну Бестужеву, а роль
одного из гардемаринов, Никиты Оленева, она писала специально для своего сына.
Однако к моменту начала съемок пришлось отказаться от этих замыслов: Дружинина
решила, что не сможет совмещать режиссерскую и актерскую работу и отдала свою
роль великолепной актрисе Нелли Пшенной. И сын Светланы Сергеевны Анатолий тоже
отказался от роли гардемарина, пришлось срочно искать замену.
Сценарий был
закончен, начались съемки, и тут, как это часто случается, не обошлось без
происшествий: Дружинина поскользнулась, спрыгивая с лошади, и сломала ногу.
Работу над фильмом пришлось отложить на целых полгода. Съемки начались в 1986
году, продолжились в 1987 году, а на телеэкраны фильм о гардемаринах впервые
вышел первого января 1988 года. И это был грандиозный новогодний подарок зрителям!
«А девица эта - переодетый в женское платье гардемарин»
С начала
съемок актерский состав фильма менялся несколько раз. На роль Алеши Корсака
пробовался Юрий Мороз, но ему пришлось отказаться от работы в фильме из-за
экзаменов на режиссерских курсах. Вместо него Дружинина пригласила Дмитрия
Харатьяна.
«Харатьяна
нашли случайно, — вспоминает Светлана Дружинина. — Когда мы готовились к
работе над «Гардемаринами», мой муж только вернулся со съемок мексиканского
фильма «Надежда». «Знаешь, там такой молодой талантливый мальчишка сыграл, —
сказал Анатолий. — Давай его попробуем». Попробовали. Подошел».
Определяющим
моментом послужило еще и то, что Дружининой очень понравилось, как Харатьян
поет, — и в фильме он единственный из гардемаринов сам исполняет песни, и не
только за себя, но и за Сергея Жигунова, сыгравшего Сашу Белова. За Владимира
Шевелькова, сыгравшего Никиту Оленева, поет Олег Онофриев; за Татьяну Лютаеву,
снимавшуюся в роли Анастасии
|
|
Ягужинской, поет Елена Камбурова. А сводный хор
гардемаринов — это группа «Доктор Ватсон».
После выхода «Гардемаринов» Дмитрий
Харатьян стал настоящей кинозвездой и четыре года подряд удерживал звание самого
популярного актера страны в рейтингах журнала «Советский экран». «Началось
какое-то безумие, — вспоминает актер. — Письма приходили пачками, кто-то писал,
что собирается от меня родить, кто-то уже родил, кто-то назвал своего сына Димой,
кто-то Алешей, в честь моего персонажа. Одна девушка вообще приехала с Украины
с чемоданами на мне "жениться"».
«...Томимый совсем иною мечтой»
В роли Саши
Белова должен был сниматься Олег Меньшиков, но после того, как из фильма ушел
Юрий Мороз, предполагаемый актерский ансамбль развалился, и Дружининой пришлось
искать нового актера и на эту роль. Сергей Жигунов в то время только закончил театральное
училище, он уже снимался в кино, но не сыграл ни одной заметной роли, и участие
в фильме о гардемаринах стало поистине его звездным часом. «Я потом смотрел
фильм — нет, с подобной отдачей больше никогда не работал», — вспоминает Сергей
Жигунов. Во время съемок актера призвали в армию, и чтобы снова не лишиться
одного из исполнителей главных ролей, Жигунова пришлось пристроить в
кавалерийский полк, откуда его с легкостью отпускали на съемки. К тому же за
время несения службы Сергей научился отлично скакать на лошади, что очень ему
пригодилось. А вот армейского обычая быть стриженным «под ноль» актеру избежать
не удалось, и в середине съемок Саша Белов лишился шикарной шевелюры — в
некоторых сценах его кудри заменяет парик. Однажды во
время съемок с Жигуновым произошел несчастный случай. Сергей предложил Михаилу
Боярскому сразиться с ним на шпагах по-настоящему. Боярский долго отказывался,
но в конце концов согласился. Во время боя Жигунов, пренебрегая правилами,
подбил клинок противника — и шпага повредила ему глаз. Пришлось проходить
долгий курс лечения. Дружинина так сожалела, что гардемарина Белова не смог
сыграть Олег Меньшиков, что пригласила его озвучивать эту роль, и Меньшиков с
удовольствием согласился, подарив возлюбленному прекрасной Анастасии
Ягужинской романтичный и волнующий голос.
«Я знаю, как я найду деньги! Я тебя продам, а батюшке напишу, что ты колдун!»
Владимир
Шевельков попал на съемки позже всех, когда стало окончательно известно, что
сын Дружининой сниматься в роли Никиты Оленева не будет. Принять предложение
Дружининой Шевелькова уговорили Жигунов и Харатьян: «Давай соглашайся. Актеры
хорошие подбираются. В самом деле — давай приезжай, а то еще неизвестно, кого
нам подсунуть могут».
Шевельков
оказался единственным из гардемаринов, кто остался недоволен своим участием в
фильме — роль Никиты Оленева он считает своим актерским провалом, несмотря на
то, что его персонаж очень полюбился зрителям. «Считаю картину не очень
удачной, а свое участие в ней — случайным, — говорит актер. — «Гардемарины»
мне лично пользы не принесли и на моей актерской карьере в определенной степени
поставили крест: серьезных ролей после подобных работ не предлагают».
Понятно, что и
с Дружининой у Шевелькова отношения не сложились, и когда та задумала снимать
продолжение фильма, на роль третьего гардемарина она пригласила другого актера.
«Изначально я сам не хотел сниматься, — признается Шевельков. — А потом мне
позвонил Миша Боярский и стал меня подбадривать — давай, мол, попробуй, как же
без тебя! И я, как в бреду, позвонил Светлане Дружининой и спросил: «Почему вы
меня не берете?» На что она спокойно ответила: «Ну, не беру и не беру». На этом
наш разговор закончился. Сейчас я думаю, ну и слава богу, что не взяла, ну и
хорошо...»
Чтобы как-то
объяснить зрителям, куда пропал обаятельный Шевельков, была придумана сцена,
где выяснялось, что теперь не сам Никита Оленев, а его брат будет участвовать
в приключениях гардемаринов. Но зрителям замена явно не понравилась, и
возможно, именно тот факт, что великолепная троица распалась, послужил одной из
причин того, что фильм «Виват, гардемарины!», вышедший в прокат в 1991 году,
уже не имел большого успеха.
«Любить Анастасию Ягужинскую - это все равно, что пылать страстью к звезде»
Татьяна
Лютаева, сыгравшая Анастасию Ягужинскую, как и Жигунов, пришла на съемочную
площадку прямо со студенческой скамьи, едва получив диплом ВГИКа. И первая же
роль в кино сделала ее знаменитой.
«Светлана
Сергеевна пришла на мой дипломный спектакль, — вспоминает Лютаева, — и
пригласила на съемки «Гардемаринов». Оказывается, полгода искали актрису на
роль Анастасии Ягужинской. Мне повезло».
После выхода
фильма на экраны мужчины не уставали признаваться Татьяне в любви — и не
только в письмах, но и на улице совершенно не давали прохода. Такое внимание
актрисе, безусловно, было приятно, но шансов у поклонников не было. Уже на
момент съемок фильма Лютаева ждала ребенка, и в некоторых эпизодах картины она
снималась уже будучи на последних месяцах беременности. Правда, благодаря пышным
платьям это незаметно.
Играть в
«Гардемаринах» Лютаевой было легко — как вспоминает актриса, все были к ней
очень внимательны: Дмитрий Харатьян помогал ей советами, с Владимиром
Шевельковым они дружили еще со времен учебы во ВГИКе. Более взрослые актеры и
вовсе относились к ней как к ребенку, особенно терпеливым наставником был
Михаил Боярский.
«Зовите меня просто: Бенжамен Луи Жермен Симон Серж!»
В книге
шевалье де Брильи — довольно несимпатичный и унылый человек, но персонаж,
который создал на экране Михаил Боярский, получился настолько ярким и
обаятельным, что многие зрители недоумевали, почему Анастасия Ягужинская предпочла
ему какого-то гардемарина. Как вспоминает Нина Матвеевна Соротокина,
присутствовавшая на съемках, смотреть на игру Боярского было огромным
удовольствием - у него всегда было несколько вариантов каждой сцены с участием
де Брильи, и любой из них Михаил Сергеевич мог бы сыграть бесподобно. На съемках
с Боярским произошел забавный случай: за актерами даже в глухих лесах
постоянно следовала большая группа поклонников, зачастую мешавших работать.
Когда снимали знаменитую сцену в бане, откуда де Брильи должен был выскочить
голым, зевак постарались разогнать, но это оказалось невозможным — те сумели
спрятаться за кустами. Так случилось, что именно на них выскочил голый Боярский,
увидел и — с хохотом помчался обратно на съемочную площадку, где, кстати
говоря, тоже находились дамы, которым спешно пришлось отвернуться.
Кстати,
именно Боярский с самого начала предрекал фильму успех, все остальные актеры
относились к «Гардемаринам» как к обычному детскому кино.
Песни к фильму
сочинили композитор Виктор Лебедев и поэт Юрий Ряшенцев. Одна из самых трогательных
композиций, без сомнения, — «Голубка». «Она была написана по просьбе Миши
Боярского, — вспоминает Ряшенцев. — Ему хотелось сыграть последнюю любовь
стареющего д'Артаньяна, спеть прощальную песенку мушкетера, попавшего в русские
снега. А знаменитое «ланфрен-ланфра» — это ничего не значащая абракадабра,
часто используемая в старинных французских песнях. То же самое, что и
"ой-лю-ли" — в русских». Впрочем, как вспоминает Нина Соротокина, не
только Боярский, но и все старшее поколение актеров играло великолепно — сцену
казни Анны Бестужевой Нелли Пшенная сыграла так прочувствованно, что на глаза
писательницы, придумавшей этот образ, невольно навернулись слезы, которые она
никак не могла сдержать. А Евгений Евстигнеев, сыгравший канцлера Бестужева, уже
был очень болен, когда начались съемки. Он входил в кадр без репетиций,
совершенно не зная текста, и с ходу под суфлера играл совершенно гениально.
«Дюма-мать»
Нина Матвеевна Соротокина
— Нина
Матвеевна, как началось ваше увлечение историей?
— Интересоваться историей начала со школьных
лет. Хотела даже поступать в историко-архивный институт или во ВГИК на
сценарно-киноведческий факультет, потому что писать книжки тоже хотелось всегда.
Но родители сказали: «Приобрети вначале нормальную профессию, а потом делай что
хочешь». Словом, я поступила в Новосибирский институт инженеров водного
транспорта, получила диплом инженера гидротехнических сооружений. Но
гидротехником не работала ни одного дня. Работала уже в Москве в проектном
институте «Водоканал-проект», занималась наружным водопроводом, потом училась в
аспирантуре, преподавала.
— Но
желание писать книги не пропало?
— Писать очень хотелось, но я стеснялась.
Писатели мне казались небожителями, я считала себя недостойной их, такова уж
русская традиция... Писать начала довольно поздно, сначала рассказы — первый
сборник вышел в 1976 году. А роман о гардемаринах я принялась писать где-то в
начале семидесятых, когда родился мой второй сын. Я не думала, что
когда-нибудь он будет издан, просто писала книгу для своих детей. Что-то вроде
«Трех мушкетеров» Дюма, только на русской почве.
— Почему именно Светлана Дружинина была
выбрана режиссером фильма?
— Мне очень понравился ее фильм «Принцесса
цирка». Я подумала, что Дружинина умеет выбирать красивых актеров для своих
фильмов, и никто лучше нее не сможет воплотить на экране моих
мальчиков-гардемаринов. И действительно, Дружинина подобрала прекрасных
актеров! Когда я впервые увидела их на «Мосфильме», даже к стене прислонилась,
потому что какое-то время шагу ступить не могла. Это похоже на волшебство —
видеть своих персонажей ожившими. Работа над «Гардемаринами» помогла мне выжить
в трудное перестроечное время.
— Действительно ли в работе над сценарием
участвовал Юрий Нагибин?
— Да, Нагибин
очень помог нам. Мы с Дружининой были две импульсивные женщины и вообще
относились к «Гардемаринам» по-семейному, привносили много личных эмоций. Нагибин
внимательно читал написанное нами, вносил правки, давал хорошие идеи.
Сценарий
изначально был написан для шестисерийного фильма, но руководство «Гостелерадио»
вычеркнуло все, что, по его мнению, было лишним, и в итоге осталось только
четыре серии.
— Какие
именно сцены были вырезаны из фильма? И был бы, по вашему мнению, фильм лучше,
если бы остался первоначальный вариант?
— Была
вырезана практически вся линия князя Черкасского, и мне очень жаль, потому что
персонаж получился чрезвычайно интересным. В фильме Черкасский появляется
только в одной сцене — и все равно успел понравиться зрителям. Было вырезано
много сцен с Гаврилой, камердинером Никиты.
— Отступления
от сюжета, сцены, которых не было в книге, планировались заранее или
придумывались уже тогда, когда первоначальный сценарий был сокращен?
— Конечно, мы
переписали сценарий. Но сценарий — это вообще очень неустойчивая вещь. Съемки
постоянно вносят свои коррективы. Темп фильма и даже отдельные сцены очень
зависят от музыки. Случаются и нелепости. Например, в сцене погони, где раненый
Саша Белов падает с лошади, его друг Алеша вместо того, чтобы бежать ему на помощь
или хотя бы убедиться, что он действительно мертв, кидается навстречу Софье, а
потом и вовсе уходит вместе с ней, оставляя Белова на произвол судьбы.
— Каковы
ваши дальнейшие творческие планы? И нет ли намерения что-то еще написать для
кино?
— Сейчас я
работаю над романом о русском просветителе 18 века Николае Ивановиче Новикове,
человеке с очень интересной судьбой. Он был журналистом, книгоиздателем,
масоном и вообще яркой личностью. Сама Екатерина Великая боялась его, по ее
приказу он был осужден по совершенно нелепому обвинению на 15 лет заключения в
Шлиссельбургскую крепость.
А в кино,
возможно, скоро снова появятся гардемарины. Сергей Жигунов купил у меня права
на персонажей, он собирается снять продолжение фильма, что-то вроде
«Гардемарины 20 лет спустя». Но участия в написании сценария я на сей раз не
принимаю.
Татьяна
УМНОВА
<<
Назад
|