"Троицк - родина гардемаринов". Интервью с Ниной Соротокиной (2005)
Сложно
найти человека, который не видел бы хоть один раз сериал про гардемаринов. При
этом и режиссера, и актеров назовут многие. А вот на вопрос о том, кто же
написал роман, по которому были сняты «Гардемарины», навскидку, думаю, мало кто
ответит. Во всяком случае, из моих знакомых имя Нины Соротокиной не смог вспомнить
никто. Повода для данного интервью было целых два. Во-первых, автор
«Гардемаринов» живет в подмосковном Троицке. А во-вторых, писательница только
что отметила свое семидесятилетие.
-
Нина Матвеевна, при подготовке к беседе я с удивлением узнал о том, что по
специальности вы инженер по строительству портов и гидросооружений.
-
Так и есть, но по этой специльности я не работала ни одного дня. Хотя в Троицке восемнадцать лет преподавала в строительном техникуме.
- В
каком возрасте же вы писать начали?
-
Лет в двадцать, но тогда у меня не слишком получалось. Лишь много лет спустя я
попала на семинар «Зеленая лампа», который Владимир Амлинский при журнале
«Юность» вел. С большой благодарностью я этот журнал вспоминаю. Печататься я
начала в середине семидесятых. Но на вольные писательские хлеба лишь в
восемьдесят третьем году ушла, когда мне уже под пятьдесят было. С тех пор вот литературой на жизнь себе и зарабатываю. А своим учителем я
считаю замечательного писателя Юрия Нагибина.
-
Помните, где и как вы познакомились с Юрием Марковичем?
-
Такие знакомства и спустя много лет в памяти остаются. В середине семидесятых
это произошло, на семинаре молодых писателей. Забавно, но «молодому дарованию»
Нине Соротокиной тогда было уже под сорок. Кстати, в Подмосковье дело было. В
Софрино в тот год Союз Писателей арендовал большой Дом отдыха. Там и проходили
семинары писателей, поэтов, драматургов и переводчиков. Кстати, за все время,
что я занимаюсь творчеством это была моя единственная писательская тусовка.
-
Нагибин сразу обратил на вас внимание?
-
Нет, он приехал не к открытию семинара, и на моем обсуждении не присутствовал.
Помог случай. Мэтр, узнав о том, что я живу с ним по соседству, взял почитать
мои рассказы. Нагибин в Красной Пахре жил, а этот поселок от Троицка совсем близко. В общем,
приглянулись ему мои рассказы. Нагибин пригласил меня в гости для того, чтобы о
них подробно поговорить, а затем мы подружились. Двадцать лет я к нему чуть ли
не каждую неделю в гости приходила. Иногда мы по восемь-двенадцать часов без
перерывов разговаривали. У писателя память была просто феноменальная, он массу
мелочей из прошлого помнил. Как же я жалею, что диктофонов тогда не было. Я записывала, конечно, что-то, но все по памяти, а это уже совсем не то, что
живая речь.
- У
мэтра, наверное, хорошие знакомства в издательствах были.
- С первым сборником Нагибин мне действительно очень помог, но
все же по большому счету книги мои он в издательства не проталкивал, а вот
огонь писательский во мне всячески старался поддерживать. Хотя напечатать
«Гардемаринов», которые ему очень нравились, знакомых редакторов в издательствах
уговорить пытался. Но так и не смог.
- А в чем проблема заключалась?
- Так в советские времена печатали исключительно историческую
прозу, которая касалась знаковых фигур и ключевых моментов прошлого. Вот если
бы я про Ломоносова роман написала, он точно на ура бы прошел. А у меня
получилось огромное салонное произведение, в котором главные герои - три
молодых мальчишки-дворянина. Журнал «Юность», правда, готов был этот роман
опубликовать. Но с очень значительными сокращениями. Сокращать роман вдвое я отказалась, хотя позже об этом жалела. Сейчас понимаю,
что нужно было выкинуть ряд сюжетных линий и печатать роман в журнальном
варианте. Хотя в этом случае фильма вполне могло бы и не быть.
- Правда, что вы режиссеру Светлане Дружининой с предложением
экранизировать вашу неизданную книгу сами позвонили?
- Да, сказочная история тогда произошла. Позвонить мне
захотелось после того, как у Дружининой замечательный фильм «Принцесса цирка»
вышел. А у моей знакомой из Троицка как раз телефон режиссера оказался. Дружининой
роман сразу понравился, мы даже первый вариант сценария вместе написали. После
чего совершенно случайно узнали о том, что фильм вот-вот должны выкинуть из
планов. В этот трудный момент Юрий Нагибин нам на помощь пришел.
- Каким образом?
- Он согласился дать свое имя под сценарий. Однако, мэтр отнюдь
не в качестве свадебного генерала в картине участвовал. Мы же со Светланой люди увлекающиеся были, как начнем свои женские кружева
плести, так и остановиться не можем. А Нагибин все лишнее убирал и в итоге
большинство наших наворотов безжалостно вычистил.
- Как вы над сценарием работали?
- Поехали со Светланой в Пицунду, где у нас была одна пишущая
машинка на двоих. Выяснилось, что Дружинина подробности очень любит. Любая идея
у нее как снежный ком деталями мгновенно обрастала. И еще спасибо актерам, которые массу милых мелочей и шуток прямо по ходу
съемочного процесса напридумывали. Я, кстати, Дружининой безумно благодарна,
что она мне на всех съемках присутствовать позволяла. А «Гардемарины» снимались
в Ленинграде, в Ораниенбауме, в Петергофе, в Таллине, под Москвой.
- Где в Подмосковье съемки проходили?
- Под Красногорском, там где Дима Харатьян живет. Мельницу на
речке построили, дрянь какую-то, помнится, вместо снега щедро насыпали.
- Слышал о том, что вроде Олег Меньшиков должен был в фильме играть?
- Да, он пробовался на Никиту, но что-то не сложилось у него со
сроками. Но Меньшиков все же в картине поучаствовал - это же он Жигунова своим
романтическим голосом в итоге озвучил. А премьера сериала состоялась в самом
начале 1988 года.
- Если бы вам тогда кто-то сказал, что фильм будет иметь такой
оглушительный успех, поверили бы?
- Что вы, нет, конечно. Никто из нас тогда и предположить в самых смелых мечтах не мог, что чуть ли не
все девочки Советского Союза с ума от наших героев посходят... Я до сих пор
много писем от восторженных зрительниц получаю. Какая-то барышня недавно меня с Толкиеном
сравнила. Вы не представляете, как я хохотала, когда это письмо читала.
-
После успеха фильма пошел на ура и ваш роман. Вы обеспеченным человеком себя
после этого быстро почувствовали?
- Договора с издательствами я очень приличные заключила, но тут как раз реформа
денежная подоспела. И хватило в итоге, гонораров этих в аккурат на покупку маленькой
однокомнатной квартиры в Троицке. Почему я в Москву в то время не переехала?
Так я же провинциалка. Шума, суеты, толкотни не выношу. А в Троицке мне
спокойно, вышла из подъезда и сразу в лес можно идти гулять.
-
Не было мысли еще один роман Дружининой для экранизации предложить?
- Смысла в
этом нет. У нее же масштабнейший проект «Тайны дворцовых переворотов». Дай Бог ей до
конца этот замысел довести. Да и честно говоря, в процессе написания сценария и
съемок подустали мы маленько друг от друга.
-
За показ «Гардемаринов» по телевидению вы хоть что-то получаете?
-
Один раз всего заплатили. Сто восемьдесят семь рублей.
- А
почему только один раз?
-
Так мы в суд подали по поводу того, что нам за выпуск видеокассет ничего не
платили. Хотя в последнем договоре мы настояли, чтобы был внесен пункт о выплате
процентов от выпуска видиокассет и телепоказов. Судебный процесс более двух лет
продолжался и в конце концов не удовлетворили наш иск. Нам в кулуарах
объяснили, что выиграй мы это дело, был бы создан юридический прецедент, и
платить пришлось бы не только нам, но и создателям других фильмов.
-
Интересно, каким общим тиражом на данный момент вышли ваши «Гардемарины»?
-
Ну, за миллион тираж-то точно давно уже перевалил. А точных цифр вам никто не назовет. Во время перестройки издательства сильно
уменьшали реальные тиражи для того, чтобы платить меньше налогов. Плюс еще
масса пиратских изданий выходила. Кстати, к «Гардемаринам» я серьезно при
написании не относилась. Писала роман для своих детей, и даже не думала, что
когда-нибудь его издам.
-
Почему после «Гардемаринов» вы ушли в тень?
- Так это отнюдь не от меня
зависело. У меня до сих пор шесть романов неизданных лежат. Причем, все они были не только заказаны, но и подписаны в печать. Более того, мне
часть гонорара даже заплатили. А потом в издательстве почему-то решили, что эти
романы читателя не найдут. Причем, мне никто внятно так и не объяснил до сих
пор, почему эти романы не публикуют. Правда, буквально сегодня позвонили из
издательства «Современный писатель» с предложением издать пару романов в честь
моего семидесятилетия. О чем романы? Среди них есть и исторические, и
современные. В каких-то детективные сюжеты есть, а некоторые написаны в жанре, который мой
учитель Юрий Нагибин называл грустная проза. Забавно, но в одном из издательств
именно детективная линия редакторам и не понравилась. Дали мне Полякову
почитать, чтобы я поучилась, как писать детективы надо. Только вот Полякова мне
активно не понравилась, ну, не могу я не то что писать, а даже читать подобные
женские детективы. Не для ума они и не для сердца, а для того, чтобы время
убить. Все вроде правильно написано, гладко, а прочитаешь такой роман и через неделю
уже и не вспомнишь о чем он был. В какой-то момент я поняла, что издательскую
стену мне лбом не прошибить и на путеводители переключилась.
-
Простите, какие путеводители?
-
По Новгороду и по Пскову. Готовясь к написанию исторического романа «Иван III»,
я очень прилично изучила эти города. Конечно, есть масса специалистов, которые
знают гораздо больше меня. Но путеводители надо писать не научным языком, а легким литературным стилем. А
знания у меня, конечно, были. Помню, когда в Псков в первый раз приехала,
запросто могла нанести бы на чистую карту города семьдесят исторических объектов.
-
Сейчас печататься легче стало или тяжелее?
-
Меня по-прежнему печатают крайне мало. Хотя в «Крестьянке» вот недавно два моих
рассказа вышло. А печатаюсь я очень часто. Вот только прочитать мои
произведения только жители Троицка могут. Я в местной газете «Троицкий вариант»
уже два года как работаю. Сначала одну статью попросили написать, затем вторую.
После чего в штат позвали. Пишу я не на заказ, а о том, о чем хочется
рассказать. Сейчас у меня авторская рубрика «Связь времен», в которой я рассказываю
о том, что в эти дни происходило в мире много лет назад. Но это не чисто
исторические экскурсы - я всегда стараюсь перекидывать мостик от прошлого к
настоящему.
- Творческий вечер в дни вашего юбилея в Троицке был?
-
Нет, я в Тулу заранее уехала. Впрочем, меня никто из официальных лиц так и не
поздравил. Поздравили по Интернету лишь несколько читателей и зрителей, которые
каким-то образом узнали мой электронный адрес.
-
Вы на компьютере работаете или пишете ручкой ?
-
Компьютер уже давно мой самый большой помощник. Лет десять назад он у меня
появился. Я и Интернетом часто пользуюсь. Знакомые ребята из Троицка недавно сайт мой авторский сделали, так что я и с
читателями теперь могу общаться. Как «Гардемаринов» по телевизору покажут, так
мне письма начинают приходить. Но, как это не удивительно, сейчас чаще всего из
Америки пишут.
-
На вопрос о хобби вы обычно отвечаете коротко: «Путешествия», а нельзя ли
рассказать, куда именно ездить любите?
-
Раньше я на байдарках часто в большие походы ходила. Ездила на раскопки в
Фанагорию и в Херсон. От Троицкого Дома Ученых в свое время туда экспедиции большие организовывались.
На раскопках мы и отдыхали, и работали. По Европе я очень и очень много ездила.
- С
«Гардемаринами»?
-
Нет, исключительно по путевкам. Году в девяносто седьмом мне позвонил Сережа
Жигунов и сказал, что у него есть идея сделать продолжение «Гардемаринов». Он
даже купил у меня права на персонажей. Я уже набросала сюжет - повзрослевшие
гардемарины должны были воевать с Потемкиным в Крыму. Но не получилось, увы,
ничего. Сереже Жигунову я безумно благодарна. Он посоветовал не класть деньги в банк, а
потратить их на путешествия. Я чуть ли не всю Европу тогда объездила. Самые
дешевые автобусные туры покупала, на всем экономила - со своими даже консервами
ездила. Но столько красоты посмотрела! В аккурат до очередного дефолта все
деньги потратить и успела.
- А
продолжение почему не получилось?
-
Понятия не имею. Что-то не сложилось тогда у Сережи. А продолжение, не
сомневаюсь, получилось бы очень приличное. Фильм же снят только по первому роману, а у меня написано еще три книги. Про
продолжение «Гардемаринов» долго можно говорить. Дружинина как-то вспомнила о
том, что Ролан Быков настойчиво убеждал ее запускать вторую часть. Это же, мол,
настоящая золотая жила. В той же Америке, если фильм успешным получился, то
продолжения к нему накручивают и накручивают. А в России все совсем по-другому
происходит. Кстати, насколько я знаю, при монтаже «Гардемарины» были урезаны
более чем вдвое. То есть из восьми серий вполне можно было сделать пятнадцать. И их бы смотрели
с удовольствием. Но и этой идеей на телевидении никто не заинтересовался. Была
и еще одна идея, по которой Сашеньку Домогарова ссылали бы на Камчатку.
Сценарий очень быстро бы написали. Но денег никто и на такой проект не дал.
- Я
когда к интервью готовился, про Троицк довольно много прочитал. Раньше
культурная жизнь в вашем городе ключом била - и Высоцкий приезжал, и Галич, и
Окуджава. Какова сейчас в вашем городе с культурой ситуация?
-
Просто аховая. Кинотеатра нет, филармонии нет, театра нет, Дом Ученых жалкое
существование влачит. А ведь раньше в Троицке существовал ансамбль
балалаечников, знаменитый на весь мир, хор наш академический не только по
России, но и по Европе с успехом гастролировал. Детский театр очень приличный
был. Галя Тюнина, к примеру, у нас выросла. А сейчас затухает все. В Троицке
тридцать тысяч населения, а досуга культурного по сути нет. И все же я верю, что культурная жизнь у нас в Троицке обязательно возродится.
Просто хуже чем сейчас ситуации уже и быть-то просто не может. Камни
разбросали, пришла пора начать их собирать.
-
Нина Матвеевна, над чем вы сейчас работаете?
- В
настоящий момент отдыхаю. Буквально на днях сдала в издательство свой новый
роман. Это продолжение романа «Кладоискатели, или хроника времен Анны
Иоановны», который вышел в середине 90-х. Недавно мне заказали продолжение,
которое я с большим удовольствием написала. Речь идет о выборе короля на трон Речи Посполитой в 1730 году. В тот период на
территории Польши сошлись интересы России и Польши и в итоге мы ввели туда
войска и выбрали кого нам было надо. Кстати, во Франции этот момент очень
популярен, скажем Дюма об этих событиях писал. А у нас вот о том периоде
написано крайне мало.
-
Новых кинопроектов по вашим романам ожидать в ближайшее время, наверное, не
стоит?
-
Давайте не будем загадывать. «Ленфильм» вот сценарий по роману «Кладоискатели»
у меня купил. Режиссер Виктор Бутурлин этот фильм поставить очень хочет. Но это сериалы
мыльные можно в квартире снимать. Для них к тому же героев-то одевать не
требуется. В чем приехал на съемку, в том и играй! А для исторического фильма и
декорации соответствующие требуются, и костюмы надо шить. Но получилось же у
меня с «Гардемаринами». Может и с «Кладоискателями» сказка еще раз повторится.
Беседовал
Алексей БЕЛЫЙ
<<
Назад
|